double arrow

Учет психофизиологии водителей при проектировании дорог

Как свидетельствует многочисленный опыт - безопасность движения на дороге во многом зависит от водителя, от его нервно-эмоционального состояния во время движения на дороге. Любое изменение условий движения вызывает изменения нервно-эмоциональной напряженности водителя. Это в свою очередь влияет на время реакции водителя, способность воспринимать и перерабатывать информацию, на вероятность ошибок в оценке условий движения. Поэтому наряду с перечисленными выше методами оценки безопасности движения при проектировании дорог также учитывается, как влияют дорожные условия на нервно-эмоциональное состояние водителя.

В качестве внешних проявлений нервно-эмоциональной напряженности водителя используют:

- ЭКГ - электрокардиограмму водителя (измеряют частоту его пульса);

- КГР - кожно-гальваническую реакцию, выражающуюся в изменении электропроводности кожи водителя в зависимости от напряженности работы;

- ОКГ- окулограмму - графическую запись движения зрачка водителя.

Для практических исследований этих показателей в различных дорожных условиях используют специально оборудованные автомобили-лаборатории. На теле водителя и на его голове устанавливаются датчики и специальное оборудование, которое позволяет вести запись изменения перечисленных показателей в процессе движения.

При проезде дороги с часто и резко меняющимися параметрами элементов дороги внезапные возрастания эмоциональной напряженности повторяются неоднократно. Внешне они протекают незаметно. Однако, накапливаясь, эмоциональная напряженность снижает способность водителей быстро реагировать на изменение обстановки движения, следствием чего могут быть ошибки, приводящие к дорожно-транспортным происшествиям.

Установлено также, что в процессе движения взгляд водителя скачкообразно перемещается с одного объекта на дороге и придорожной полосе на другой, как бы выделяя опорные точки вырисовывающие пространственный коридор, по которому он ведет автомобиль (рис. 13.3). Такими опорными точками для взгляда обычно являются края проезжей части и земляного полотна, придорожные зеленые насаждения, линии разметки, швы на покрытии и т. д.

 
 


Рис. 13.3. Перемещение взгляда водителя при проезде кривых в плане на горных дорогах (по опытам В.П. Варлашкина): а - выпуклая кривая; б - вогнутая кривая; номера точек соответствуют последовательности сосредоточения взгляда водителя; диаметры кружков - относительной его продолжительности


Сейчас читают про: