Установка как регулятор социального поведения

Лекция №2. Психологические механизмы регуляция социального поведения личности

Сатанизм

Сайентология

Бахаизм

Даосизм

Религиозный плюрализм

Конфуцианство

Дальневосточная культурная матрица

Сикхизм

Направление появляется в 15в Н.Э.

Появился в северо-западной части Индостанского полуострова

Сикхизм наряду с индостанской матрицей и Исламом

Основатель – Нанак

Как и другие, представлены широко в Европе, Америке и Австралии

Конфуций – основатель

Первоначально рассматривалась как этическая доктрина, но в дальнейшем эволюционировала в религиозную систему

Поклоняются предкам

Основа бытия – семья

Религия базируется на принципе иерархии

На конфуцианской этике базируется дальневосточный менеджмент. Глава компании – отец семейства

Одно и то же лицо может быть последователем ряда религиозных систем

Основатель – Лао-Цзы

Цель – достижение личного бессмертия. С помощью духовной и материальной алхимии

40-е годы 19в на территории Ирана

Бахула – основатель.

Бахаизм возник на базе шиитского ислама

Бахаисты полагают, что есть единый бог для всех народов и племен, не важно как называть

Девятиконечная звезда

Идея эмансипации женщин

Служба на любых языках

Идея мирового правительства

Поклоняться инопланетянам

Обвиняют в том, что они квази-религия

«Офисная религия» (авторская пометка – не цитировать, в смысле не разберетесь)

Поклоняются злому началу. С токи зрения последователей, это – бог

Базируется на ряде культов, которые в период христианского времени преследовались

Реформация в 19 в. Алистер Кроули

Общепсихологическая (экспериментальная) set) и социальная, связана со взаимодействием людей (attitud)

Исторически не было деления установки на психологическую и социальную, но они различны по функциям.

Понятие установки было введено Г.Олпортом. Установка – состояние умственной и нервной готовности, основанное на прошлом опыте, вести себя определенным образом отношении объекта и ситуации, с которыми оно связано.

Т.о. Установка подразумевает:

ü Что она – составляющее сознания

ü Управляет человеком

ü Рассматривает человека в связи с объектами и ситуациями, а не самого по себе.

ü Установку нельзя наблюдать непосредственно, она выражается через отношение человека к деятельности и поведению.

В СП понятие социальной установки ввели Т. и Ф. Знанецки. Они определяли установку как некое общее состояние отношения индивида к группе с точки зрения ценностей, принятых в этой группе. Т.е. установка рассматривается как функция ценностей.

В советскую психологию понятие установки ввел Д.Н. Узнадзе. Разрабатывал теорию рассмотрения человека с точки зрения его установкой и выделял:

Первичная установка Фиксированная установка
Формируется в деятельности, предполагает встречу мотива с предметом деятельности пока не произойдет опредмечивание потребности. Поисковая активность ---- социальная установка Возникает на основе многократного повторения первичной и т.о. упрочивает её. Возникает, когда значимость потребности соотносится с предметом потребности

Установка осознается когда начинается поиск.

Уровни установки: (Петровский А.Я)

ü Смысловой (разворачивается бессознательно, как некий смысл)

ü Целевой (наличие цели)

ü Операциональный (система операций, которые будут сопровождать достижение цели)

ü Психофизиологический (проявление эмоций и чувств (чем сильнее желание, тем тем ярче данный уровень)

Функции установки:

ü Адаптивная (приспособление к новым социальным условиям)

ü Эгозащитная (защита от внутренних конфликтов)

ü Эпикретическая (опрделение значимости ценностей)

ü Организация знаний и познавательной деятельнсоти

ü Контроль всех психических процессов

Установка формируется по отношению к значимым социальным объектам, носит оценочный характер.

Компоненты установки:

· Когнитивный (осознание объекта, некоторое знание о нем) недостоверное знание описательного характера

· Аффективные (система оценок, чувств и эмоций, симпатий и антипатий по отношению к объекту.

· Поведенческий (устойчивая последовательность действий по отношению к объекту

Характеристики установки:

· Стабильность (проявляется во всех схожих ситуациях, не только в аналогичных)

· Обобщенность (в похожих ситуациях)

· Константность (прочность, определяет постоянство поведения и его тождественность)

· Социальная обусловленность (от воспитания и окружающей среды зависит какие потребности у человека возникнут и в какой социальной среде их придется удовлетворить)

§2. Стереотипы и предрассудки личности.

Социальные стереотипы – вид социальной установки. Изучаются социологией и соц. Психологие как некая тенденция к распространению в обществе..

Сткркотип – существующее в сознании людей духовное образование, эмоциональноокрашенные образы, выражающие значения, несущие оценку, описание, предписание.

Виды стереотипов:

ü Половые

ü Этнические

ü Возрастные

ü Профессионаьные статусные

ü Ролевые

Стереотип

Полный Неполный
Включает все коипоненты установки Нет одного компонента

По содержанию стереотипы:

Характеристика личностных особенностей (поведенческие, физические особенности) Хароактеристика людей как членов социальных, этнических, профессиональных групп

Стереотипы

ü Позитивные/негативные

ü Точные (у негров чаще появляются внебрачные дети) /*неточные (родители внебрачных детей – негры)

Проблемы в связи со стереотипами возникают тогда, когда они слишком обобщенные или явно неверные

Приписывание негативно оцениваемых особенностей свойствам расы, игнорируя при этом неблагоприятные социальные воздействия(например, оценка расы как семейно дезинтегрирующей, без учета такого фактора как бедность)

Функции стереотипов:

ü Функции социальных установок

ü Защитная

ü Регуляция человеческих отношений

ü Экономии мышления и упрощение картины мира (сербы жестокие, профессора – чудаки, британцы скрытные и т.д.)

Если стереотип – это тенденция к обобщению, то предрассудок – это неоправданно негативная установка по отношению к группе и отдельным её членам. Заведомое осуждение, которое внушает нам предубеждение против человека исключительно на основании его принадлежности к некой группе (гомосексуалисты, афроамериканцы нечистоплотны и пр.)

Дискриминация – неоправданно негативное поведение по отношению к группе или её членам.

Факторы снижения стабильности стереотипа:

Социальные Осознание общественной особенности стереотипа
Повышение уровня образования
Специфика воспитания человека
Психологические Общение и совместная деятельность с предметом стереотипа
Объединение во имя достижения цели
Личностные характеристики

Источники стереотипов и предрассудков:

Социальные Группа испытывает удовлетворение от своего социального и экономического превосходства, и чаще будет оправдываться при помощи предвзятых мнений
Люди уязвимы по отношению к стереотипу – опасение, что кто-то подтвердит правильность негативного стереотипа, влияет разрушительно (студенты-математики юноши и девушки)
Предрассудки живут вследствие инертности конформности
Мы и Они (внутригрупповая пристрастность) Тенденция характеризовать свою группу позитивно, для того, чтобы позитивно оценивать себя.
Предрассудок живет за счет поддержки СМИ
Эмоциональные Фрустрация порождает враждебность, которую люди изливают на «козлов отпущения. «Мишени для смещенной агрессии» – евреи – это очень удобно, если бы их не было, то пришлось бы их выдумать. Нил Миллер, Ричард Бугельски – отношение к японцам и американцам.
соперничающие группы, ответственные за собственную фрустрацию (теория реалистического группового конфликта)Закон Гауса (экологический принцип) – между видами с одинаковыми потребностями конкуренция максимальна!
Маскировка чувства неполноценности (чувство гордости за собственную группу и принижение «их» - укрепляет собственное Эго)
У людей с авторитарной установкой чаще обнаруживаются предрассудки.. Боб Альтмеер – чувство морального превосходства единстве с жестокостью по отношению к тем, кто ниже себя. Собственные страхи и враждебность оправдываются предрассудками.
Когнитивные Стереотип – способ упрощения окружающего мира
Разделение на людей на категории увеличивает единообразие внутри группы и различия между группами
Непохожий на нас человек обладает одним ярким качеством и заставляет увидеть такие различия которые в другом случае оказались бы незамеченными
Появление двух редких событий (преступление + принадлежность к группе) = иллюзорная взаимосвязь между людьми и поведением
Оправдание негативного поведения членов своей группы «природным» характером

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: