Наше социальное поведение – результат происходящего в нашей голове и событий окружающего мира, взаимодействия между ощущением себя ит нашим социальным окружением.
Þ Социальное окружение влияет на самосознание (ясно осознаем свое отличие и чутко реагируем на восприятие нас)
Þ Социальные суждения субъективны
Þ Отношение к себе мотивирует социальное поведение (отслеживаем реакции и ожидания по нашему поводу, ведем себя соответственно)
Наше ощущение себя организует наши мысли, чувства и действия..
Я-К – система всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой (что представляет собой человек, что он о себе думает, как смотрит на себя. И свои возможности развития в будущем.
Я-К может рассматриваться как система установок на себя.:
Компоненты:
1) Образ Я – представления о самом себе.
Я-К
· Я реальное – я в настоящем, принятие себя в настоящем, уважение или неуважение
· Я идеальное - совокупность качеств и характеристик, которые индивид хотел бы видеть у себя
|
|
· Я конструктивное – характеристики и качества, которые индивид хотел бы видеть у себя и рассматрива5т как достижимую реальность, стремится к ним.
· Я зеркальное – я глазами других. (самокоррекция всех наших притязаний и представлений о себе)
2) Самооценка – аффективная оценка этого представления, которое может обладать различной интенсивностью (принятие или осуждение своих образов Я)
СО=успехи/притязания (У. Джемс)
Источники оценочных представлений индивида:
· Социокультурное окружение
· Самонаблюдение и социальные реакции
· Сопоставление образа Реального Я с образом Идеального Я
· Интерпретация социальных реакции на поведение и проявления индивида.
· Оценка успешности своих действий.
3) Потенциальная поведенческая реакция – конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Прямое выражение установки может сдерживаться в силу социальной неприемлемости, нравственных сомнений.
Значение Я-К:
Þ Достижение внутренней согласованности (гармония между идеями, оценками, представлениями, действиями)
Þ Я-К как интерпретация опыта (действий других людей) Я-К – фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации (осмысление, приобретение значения соответствующим представлениям человека о себе)
Þ Я-К как система ожиданий (что должно произойти) – самоанализирующее пророчество (наши ожидания определяют характер наших действий)