1. наличие и доступность товаров-заменителей. Чем больше заменителей будет иметь рассматриваемый товар, тем сильнее прореагирует потребитель на изменение цены, тем выше будет эластичность. И наоборот, отсутствие или ограниченная доступность заменителей вынудят потребителя смириться с ростом цен и сохранить спрос практически на прежнем уровне.
2. доля затрат на данный товар в совокупном бюджете потребителя. Чем выше эти затраты, тем выше будет и эластичность.
3. фактор времени. Для большинства товаров спрос более эластичен в долгосрочном периоде, чем в краткосрочном. Это обусловлено как относительной консервативностью потребительских вкусов и предпочтений, так и наличием у потребителя определенных запасов, в силу чего резкое изменение спроса на первом этапе начинает сказываться в последующие периоды.
В силу названных выше факторов спрос на предметы первой необходимости бывает, как правило, неэластичным, а спрос на предметы роскоши — эластичным.
Эти же причины объясняют, почему при разных уровнях цен, эластичность спроса на один и тот же товар различна, т. е. почему коэффициент ценовой эластичности зависит от уровня цен.
|
|
Наряду с прямой эластичностью спроса, важным показателем являемся перекрестная эластичность спроса.
Этот коэффициент показывает относительное изменение спроса на товар 1 (∆Q1/Q1) к относительному изменению цен на товар 2 (∆Р2/P2) и подсчитывается по стандартной формуле:
Если коэффициент Е > 0, то товары 1 и 2 относятся к группе замещающих, для которых падение цены одного товара вызывает сокращение спроса на товар-заменитель (например, масло и маргарин).