double arrow

ЭЛАСТИЧНОСТЬ

Используем теорию потребительского поведения для более полного и глубокого анализа категории спроса.

R1
U2
U3
U1
Как известно, величина спроса определяет то коли­чество товаров и услуг, ко­торое потребители готовы приобрести при каждом уровне цен.

Если ограничить наше исследование, двумя товарами и предположить неизменность рыночных цен, то при после­довательном возрастании до­хода потребителя, его точка оптимума будет смещаться так, как это изображено на рисунке.

Совокупность всех точек оптимума дает нам кривую, отражающую зависимость реального спроса на товары 1 и 2 от доходов потребителя.

Отталкиваясь от данной кривой, построим индивиду­альную кривую для каждого из товаров, для чего отложим по горизонтали величину до­хода потребителя (R), а по вертикали — величину соот­ветствующего спроса (q). Полученные графики носят название кривых Энгеля (в честь немецкого статистика XIX века).

Форма кривых Энгеля позволяет классифицировать товары и услуги и отнести их либо к нор­мальным товарам (первой необходимости и роскоши)либо к относительно худшим.

Для нормальных товаров и услуг кривые Энгеля всегда будут возрас­тающими, поскольку рост доходов потребителя вызывает рост его спроса. При этом, если доход увеличивается, потреб­ление обоих благ возрастает, но доля дохода, ассигнуемого на первый товар сокращается, а на второй товар — увеличивается, то товар 1 относится к необходимым, а товар 2 — к предметам роскоши .

Если потребление какого-либо товара или услуги сокраща­ется не­смотря на прирост дохода, такой товар относится к группе относи­тельно худших, а его зависимость «доход-спрос» будет убывающей.

Обычно эти товары отличаются более низким качеством, чем их аналоги, и потребители предпочи­тают отказываться от их потребле­ния по мере увеличения своих дохо­дов (рис.88),

Зависимость между изменением дохода потребителя и ве­личиной его спроса можно оценить более точно при помощи коэффициента элас­тичности.

Коэффициентом эластичности спроса по доходу называ­ется относительное увеличение спроса (∆Q/Q) к относи­тельному увеличению дохода (∆R/R) и находится по фор­муле:


Сейчас читают про: