Падение цены на ботинки - Рост спроса на ботинки - Рост спроса на шнурки
Падение цены на масло - Рост спроса на масло - Падение спроса на маргарин
Если коэффициент Е < 0, товары 1 и 2 относятся к группе дополняющих товаров, и в этом случае падение цены одного товара вызывает рост спроса на товар, его дополняющий (например, ботинки и шнурки).
Коэффициент, близкий к 0, свидетельствует о том, что товары не связаны друг с другом, или являются независимыми.
Проблемы цены и механизма ее формирования являются одними из самых сложных и фундаментальных в курсе экономической теории. Система цен в рыночной экономике играет роль основной организующей силы. Цены товаров служат ориентирами, руководствуясь которыми предприниматели и потребители делают свой выбор, обеспечивающий личный интерес. В цене товара фокусируются материальные интересы продавцов и покупателей, отдельного работника, предпринимателя, коллективов работников, групп предпринимателей, отраслей, общества, государства, производственные и воспроизводственные, региональные и федеральные, национальные и интернациональные интересы.
|
|
В современной экономической теории мира наибольшее распространение получила концепция цены А. Маршалла.
Д. Робинсон называла теорию А. Маршалла, изложенную в «Принципах Экономикс» экономической библией,
М. Фридмен полагает, что в этой книге А. Маршалла теория цен уже почти полностью оформилась в своем современном виде.
В своей концепции цены А. Маршалл опирается на теорию А. Смита, Д. Рикардо, Ж. Б. Сэя, Е. Бэм-Баверка, Д. Лодердейла. В своей теории он пытается объединить все три концепции: предельной полезности, издержек производства, спроса и предложения в одну теорию цены.
1. Он отрицал существование стоимости (хотя и многократно употреблял термины «стоимость» и «рыночная стоимость»), считал, что существует только меновая стоимость, т. е. цена.
2. Стоимость есть отношение издержек производства к полезности. Цена какой-либо вещи, утверждает А. Маршалл, представляет ее меновую стоимость относительно всех вещей вообще или, иными словами, представляет ее покупательную способность.
3. Цена определяется как определенное количество денежных единиц, получаемое за товар.
На рынке особое значение имеет равновесная цена, которая является результатом взаимодействия цены спроса и цены предложения.
Цена спроса на каждое количество товара — это цена, по которой каждая отдельная порция товара способна привлечь покупателей в течение определенного периода времени.
Цена спроса на каждый товар уменьшается по мере увеличения его предложения.
|
|
Цена предложения — это цена, по которой товар поступает в продажу на конкретный рынок.
Цена предложения данного количества товара зависит от затрат усилий рабочих.
По мере сокращения или возрастания ежегодного количества товара, цена предложения может либо повышаться, либо снижаться, она может даже попеременно повышаться и падать. Производство товара требует приложения различных видов труда и применения капитала во многих его формах.
Затраты всех различных видов труда, прямо или косвенно занятого в его производстве, вместе с ожиданием, необходимым для накопления применяемого в его производстве капитала, А. Маршалл называет реальными издержками производства товара.
Суммы денег, которые приходится платить за эти усилия и жертвы, называются денежными издержками производства либо, для краткости, издержками производства.
Нормальная цена предложения как для долгих, так и для коротких периодов определяется делением совокупных затрат производства на количество товара, т.е. это средние затраты.
Нижней границей цены товара являются предельные издержки производства. Цена должна быть достаточной, чтобы возместить предельные издержки.
В результате конкуренции продавцов и покупателей на рынке устанавливается такая цена, при которой количество, которое покупатели готовы купить по этой цене, точно равняется количеству, которое продавцы согласны продать по этой цене.
Этот процесс представлен на графике.
Формирование рыночной цены А. Маршалл рассматривал в трех периодах времени, где параметры предложения имеют различную динамику. Соответственно этому различают мгновенное, кратковременное и длительное равновесие.
В условиях мгновенного равновесия предложение товаров фиксировано. При данном фиксированном предложении товаров, цена полностью зависит от спроса. Увеличение спроса приводит к росту цены, и наоборот, его снижение — к падению цены.
В условиях краткосрочного равновесия может вдруг измениться спрос, кривая спроса возрастает до D2. Объем выпуска может увеличиться за счет более интенсивного использования оборудования, В течение короткого периода другие фирмы не могут войти в эту отрасль. С другой стороны, спрос может и снизиться, что приведет к сокращению объема выпуска товаров и предложения. В коротком периоде фирма может понести убытки, но она может продолжать работать.
В долгосрочном периоде каждая фирма может расширить свое производство, и новые фирмы могут войти в эту отрасль. Такие процессы происходят в условиях роста цен, или цена обеспечивает сверхнормальную прибыль. Сверхнормальная прибыль не совместима с равновесием в открытой индустрии. Как только общее предложение возрастет, цены упадут. Новые фирмы будут продолжать входить в эту отрасль до тех пор, пока цена не вернется в свое нормальное состояние, и всякая фирма не будет иметь нормальную прибыль. Цена может колебаться в пределах короткого периода, но в долгосрочном периоде она постоянна.
Приложение 1