double arrow

ТЕОРИЯ ЦЕНЫ ТОВАРА. РАВНОВЕСНЫЕ ЦЕНЫ

Падение цены на ботинки - Рост спроса на ботинки - Рост спроса на шнурки

Падение цены на масло - Рост спроса на масло - Падение спроса на маргарин

Если коэффициент Е < 0, товары 1 и 2 относятся к группе допол­няющих товаров, и в этом случае падение цены одного товара вызывает рост спроса на товар, его дополняющий (например, ботинки и шнурки).

Коэффициент, близкий к 0, свидетельствует о том, что товары не связаны друг с другом, или являются независимыми.

Проблемы цены и механизма ее формирования являются одними из самых сложных и фундаментальных в курсе экономической теории. Система цен в рыночной экономике играет роль основной организующей силы. Цены товаров служат ориентирами, руководствуясь кото­рыми предприниматели и потребители делают свой выбор, обес­печивающий личный интерес. В цене товара фокусируются материаль­ные интересы продавцов и покупателей, отдельного работника, предприни­мателя, коллективов работников, групп предпринимателей, отраслей, общества, государства, производственные и воспроизводственные, регио­нальные и федеральные, национальные и интернациональные интересы.

В современной экономической теории мира наибольшее распростра­нение получила концепция цены А. Маршалла.

Д. Робинсон называла теорию А. Маршалла, изложенную в «Принци­пах Экономикс» экономической библией,

М. Фридмен полагает, что в этой книге А. Маршалла теория цен уже почти полностью оформилась в своем современном виде.

В своей концепции цены А. Маршалл опирается на теорию А. Смита, Д. Рикардо, Ж. Б. Сэя, Е. Бэм-Баверка, Д. Лодердейла. В своей теории он пытается объединить все три концепции: предельной полез­ности, издержек производства, спроса и предложения в одну теорию цены.

1. Он отрицал существование стоимости (хотя и многократно употреблял термины «стоимость» и «рыночная стоимость»), считал, что существует только меновая стоимость, т. е. цена.

2. Стои­мость есть отношение издержек производства к полезности. Цена какой-либо вещи, утверждает А. Маршалл, представляет ее меновую стоимость относительно всех вещей вообще или, иными словами, представляет ее покупательную способность.

3. Цена определяется как определенное количество денежных единиц, получаемое за товар.

На рынке особое значение имеет равновесная цена, которая является результатом взаимодействия цены спроса и цены предложения.

Цена спроса на каждое количество товара — это цена, по которой каждая отдельная порция товара способна привлечь покупателей в течение опреде­ленного периода времени.

Цена спроса на каждый товар уменьшается по мере увеличения его предложения.

Цена предложения — это цена, по которой товар поступает в продажу на конкретный рынок.

Цена предложения данного количества товара зависит от затрат усилий рабочих.

По мере сокращения или возрастания ежегодного количества товара, цена предло­жения может либо повышаться, либо снижаться, она может даже попере­менно повышаться и падать. Производство товара требует приложе­ния различных видов труда и применения капитала во многих его формах.

Затраты всех различных видов труда, прямо или косвенно занятого в его производстве, вместе с ожиданием, необходимым для накопления приме­няемого в его производстве капитала, А. Маршалл называет реальными издержками производства товара.

Суммы денег, которые приходится платить за эти усилия и жертвы, называются денежными издержками производ­ства либо, для краткости, издержками производства.

Нормальная цена предложения как для долгих, так и для коротких периодов определяется делением совокупных затрат производства на количество товара, т.е. это средние затраты.

Нижней границей цены товара являются предельные издержки произ­водства. Цена должна быть достаточной, чтобы возместить предельные издержки.

В результате конкуренции про­давцов и покупателей на рынке ус­танавливается такая цена, при которой количество, которое покупатели готовы купить по этой цене, точно равняется количеству, которое продавцы согласны продать по этой цене.

Этот процесс представлен на графике.

Формирование рыночной цены А. Маршалл рассматривал в трех периодах времени, где параметры предложения имеют различную ди­намику. Соответственно этому раз­личают мгновенное, кратковременное и длительное равновесие.

В условиях мгновенного равновесия предложение товаров фиксировано. При данном фиксированном предложении товаров, цена пол­ностью зависит от спроса. Увеличение спроса приводит к росту цены, и наоборот, его снижение — к падению цены.

В условиях краткосроч­ного равновесия может вдруг измениться спрос, кривая спроса возрастает до D2. Объем выпуска может увеличить­ся за счет более интенсивного использования оборудования, В течение короткого периода другие фирмы не могут войти в эту отрасль. С другой стороны, спрос может и снизиться, что приведет к сокращению объема выпуска товаров и предложения. В коротком периоде фирма может понес­ти убытки, но она может продолжать работать.

В долгосрочном периоде каждая фирма может расширить свое производство, и новые фирмы могут войти в эту отрасль. Такие процессы происходят в условиях роста цен, или цена обеспечивает сверхнормальную прибыль. Сверхнормальная прибыль не совместима с равновесием в открытой индустрии. Как только общее предложение возрастет, цены упадут. Новые фир­мы будут продолжать входить в эту отрасль до тех пор, пока цена не вернется в свое нормальное состоя­ние, и всякая фирма не будет иметь нормальную прибыль. Цена может колебаться в пределах корот­кого периода, но в долгосрочном пе­риоде она постоянна.

Приложение 1