2.
1.
Лекция2.
Контроль за исполнением.
Реализация решения
Принятие решения.
Выявление ограничений и определение альтернатив.
Постановка проблемы
Процесс принятия управленческих решений.
Процесс принятия решений сложен и многосторонен. Он включает целый ряд стадий и операций. Вопросы о том, сколько и какие стадии должен пройти процесс принятия решений – спорные и неодинаково решаются менеджерами. Это зависит от квалификации руководителя, ситуации, стиля руководства и культуры организации.
Классический подход к принятию управленческого решения состоит в соблюдении определенной процедуры и выполнении обязательных действий:
У истоков любого решения находится проблемная ситуация, требующая своего разрешения. Задача менеджера на этом этапе состоит в анализе проблемной ситуации, т.е. в определении симптома «болезни», изучении положения дел и целей, предварительной формулировке критериев решения.
|
|
Процесс постановки проблемы состоит в ее обнаружении и оценке.
Обнаружение проблемы – это осознание того, что произошло отклонение от первоначально установленных планов. Источники, из которых менеджер может узнать о существовании проблемы включают в себя личный обзор, анализ данных и документов компании, кроме того, общественное мнение (включая мнение покупателей и их замечания).
Оценка проблемы – есть процесс установления масштаба и природы проблемы тогда, когда она уже обнаружена.
Причиной проблемы могут быть факторы, находящиеся вне организации (внешняя среда), которые менеджер не в силах изменить.
Ограничения такого рода сужают возможности принятия оптимальных решений. Поэтому необходимо определить источник и суть ограничений и наметить возможные альтернативы. Т.е целесообразно выявить все возможные действия, устраняющие причины проблемы.
На этой стадии разрабатываются альтернативные решения, производится их оценка и отбирается альтернатива с наиболее благоприятными общими последствиями.
Принимаются меры для конкретизации решения и информирования исполнителей, т.е. осуществление принятого решения.
Выявляются отклонения и вносятся поправки, помогающие реализовать решение полностью. С помощью контроля устанавливается своего рода обратная связь между управляющей и управляемой подсистемой.
Какое же решение эффективнее в конкретной ситуации – групповое или индивидуальное? Каждое из них имеет определенные преимущества и недостатки, поэтому однозначного мнения нет.
|
|
Принято считать, что групповое принятие решений оправдывает себя в ситуациях, которые возникают при решении сложных, существенных проблем, так называемых ситуациях с множеством неизвестных.
При решении простых, несущественны, шаблонных проблем процедурного характера применяют, как правило, индивидуальные решения.
Проблема выбора менеджером альтернативы – одна из важнейших в современной науке управления, но не менее важно принять эффективное решение. Чтобы управленческое решение было эффективным, должны учитываться ряд факторов:
1. Соблюдение иерархии в принятии решений – делегирование полномочий по принятию решения ближе к тому уровню, на котором имеется больше необходимой информации и который непосредственно участвует в реализации принятого решения.
2. Использование целевых межфункциональных групп, в которых члены, входящие в их состав, отбираются из различных подразделений и уровней организации
3. Централизация руководства при принятии решений. Процесс принятия решения должен находиться в руках одного общего руководителя.
1. Решения уравновешенного типа – свойственны людям, которые приступают к проблеме с уже сформулированной исходной идеей, возникшей в результате предварительного анализа условий и требований задачи. Подобная тактика принятия решений наиболее продуктивна.
2. Импульсивные решения – характерны для людей, у которых процесс построения гипотез резко преобладает над действиями по их проверке и уточнению. Такой человек относительно легко генерирует идеи, но мало заботиться об их оценке. На практике это приведет к принятию решений, которые недостаточно обоснованы и осмыслены.
3. Инертные решения – являются результатом неуверенного и осторожного поиска. Уточнение исходной гипотезы идет крайне медленно, каждый шаг проверяется неоднократно. Это ведет к растягиванию времени принятия решений.
4. Рискованные решения – напоминают импульсивные, но отличаются тем, что этап оценки и обоснования не пропускается.
5. Решения осторожного типа – особая тщательность оценки гипотез, критичность. Прежде чем перейти к выводу, совершается ряд предварительных действий. Осторожные люди более чувствительны к отрицательным последствиям своих действий, чем к положительным. Поэтому их тактическая линия – избежать ошибок (в отличии от импульсивных, которые ориентируются на успех и менее чувствительны к неудачам).
В достижении эффективности решений особую роль играют методы доведения принятых решений до исполнителей. Каждый сотрудник получает конкретное собственное задание, которое находится в прямой зависимости от его служебных. Считается, что умение передать задачи исполнителям является главным источником эффективности принятого решения. В связи с этим выделяют четыре основные причины невыполнения решений:
1. Решение было недостаточно четко сформулировано менеджером.
2. Решение было ясно и четко сформулировано, однако исполнитель его плохо уяснил
3. Решение четко сформулировано и исполнитель его хорошо уяснил, но у него не было необходимых условий и средств для его выполнения.
4. Решение было грамотно сформулировано, исполнитель его усвоил и имел все необходимые средства для его выполнения, но у него не было внутреннего согласия с вариантом решения, предложенным менеджером. Исполнитель в данном случае может иметь свой, более эффективный, по его мнению, вариант решения данной проблемы.
Преимущества | Недостатки |
Большой объем знаний и информации, который берется во внимание | Время, которое тратится на подготовку и принятие решения |
Увеличивается количество предлагаемых альтернатив | Давление, принуждение с целью навязать собственное решение одной из сторон |
Лучшее восприятие, распространение и обеспечение выполнения управленческого решения | Возможно преждевременное принятие (до рассмотрения всех предложений) и нечетко определенная ответственность. |
При групповой работе раскрытию творческих способностей и неординарного мышления способствуют различные методы стимулирующие воображение, свободу размышлений, обмен идеями и мыслями. К таким методам, например, относят метод номинальной групповой техники, метод Дельфи и метод мозговой атаки.
|
|