Теоретические основы подготовки принятия решения

3 подхода к принятию решения.

1) Разрабатывается в рамках математической теории принятия решения. Он основывается на создание нормативной модели принятия решения. Цель данного подхода: выбор наилучших решений (из альтернативных вариантов) выбор наилучших решений исходя из заданных критериев исходя из ситуации в условиях которой принимается данное решение. Основной акцент разработка математических методов, моделей и алгоритмов. Основное допущение: все лица принимаемые решения является экономически грамотными людьми, в этом случае в приделах правового поля в соответствие с морально этическими стандартами, оптимизируются результаты деятельно социально- экономической системы, т е решение принимаемое направлено на оптимизацию деятельности системы. На практике: лицо принимающее решение не всегда стремится максимизировать экономические результаты, используются критерии приемлемая величина прибыли, установленная, устанавливается вероятность выполнения плана.

2) Поведенческая теория принятия решения. на ее основе создаются дескриптивные модели, которые используют в выевлени истинных причин принятия решения. Предметом исследования является мыслительная деятельность человека (мотивы поведения, эмоции, воля). Психологическая теория решения системы мотивированных утверждений, раскрывающих внутреннее содержание деятельности человеке в процессе подготовки и принятия решения. В рамках данного подхода обращают на личностные особенности, лица принимаемые решения (память, реакция). Основные принципы: 1) лицо принимающее решение упрщает ситуацию, не учитывает всего разнообразия альтернатив и последствий. 2) лицо принимающее решение исходит из субъективной ценности или полезности того или иного варианта решения. 3) оценивая субъективную вероятность тех или иных последствий, лицо принимаемое решение, как правило переоценивает вероятность наступления мало вероятных событий и наоборот, не оценивает вариантность наступления правдоподобных. При выборе альтернатив связанных с риском лицо принимающее решение основывает свое решение на максимизации полезности. Чем сильнее у руководителя потребность в доминирование тем более высокий уровень риска он допускает. Лицо принимающее решение старается не максимизировать а найти рациональное решение для конкретных условий с учетом традиций принимаемых в ней решений. недостаток: практически не используются математические методов, качественный описательных характер исследования этого подхода приводит к размытости подхода принятия решения.

3) В его основе лежит логическая схема процесса принятия решения основанная на комплексном использование нормативных и дескриптивных моделей. Характеризуется рациональным использованием логического мышления и интуиция руководителя, а так же математических методов и вычислительных средств. В этом случае математические методы и вычислительные средства рассматриваются как вспомогательный инструмент помогающей проводить количественный анализ качественных данных. Особенности: 1) поэтапное построение комплексных методик обоснования решений. Это построение направлено на уменьшение неопределенности в процессе принятия решения. Выделяют 3 основных этапа. 1- структуризация, выделяются основные элементы задачи, устанавливаются отношения между ними в результате появляется логическая упорядоченная система, удобно для дальнейшего анализа, она определяем объем требуемой информации для принятия решения и в качестве примера структуризации можно привести деревья целей, деревья решений.2- характеризация, определение системы количественных характеристик описывающих конкурентную задачу решения, приоритеты целей, предпочтение решений и т.д. в результате получают более полное и точное описание решаемой задачи по сравнению с предыдущим этапом и формируют более точные данные для следующего этапа. 3- оптимизации преобразование всей имеющейся информации в форму решения. 2 особенность сочетание формальных и неформальных методов обоснования решения. Предполагается что комплексный подход позволяет использовать экспертные оценки и автоматизирования подготовки принятия решения. 3 особенность – включение руководителя в процесс подготовки принятия и реализации решения на всех его основных этапах, комплексный подход позволяет сконцентрировать неформальное решение руководителя на наиболее сложных аспектах проблемной ситуации, а так же на возможных альтернативах решения возникшей проблемы. При этом выявляется скрытые предположения, мотивы, аргументы, которые в дальнейшем включаются в модель подготовки принятия решения. Требования: своевременность, обоснованность, директивность, адресность, непротиворечивость, ответственный за результаты.

Самостоятельно рассмотреть к экзамену пример системы принятия решений модель Марча.

23.05

Выявление этических вопросов в системном проектирование связанно с оценкой этого последствий для лиц которых это решение затрагивает. При этом учитываются следующие моменты:

1) критерии ценности решения, обычно для этого используются затраты и полезность. Используют только экономические показатели, рыночный механизм устанавливает относительную стоимость товара и услуги. Не все предметы подлежат купле продажи (примеры привести). кроме того не адекватного отражения затрат в цене данного товара. Кроме того недостатки в механизме ценообразования не позволяют считать стоимость критерием его истинной ценности, это связанно с многообразием понятием затраты. В соответствии с бухгалтерским учетом затраты определяются на основе фактических издержек. В связи с этим эти затраты не могут быть использованы для принятия решения на перспективу. Для этого надо использовать будущие затраты дополнительные издержки, вмененные. Различие между временем когда произведены затраты, и временем когда получен результат, ставят под сомнением оценки полученные на основание затратного подхода. Это противоречие отражено в парадоксе Черчмена. Он отменил это парадокс: «для того что бы спроектировать оптимальную систему необходимо определить вмененные издержки, но это можно сделать только в результате построения оптимальной системы».

Таким образом затраты выражаются не только в экономических показателях, использование социальных, экологических, и др видов критериев дополняющих экономический. Это все результат того, что затраты в частном случае экономические, не являются в полном объеме критерием ценности.

2)понятие полезности было введено Смитом и связанно с термином потребительский спрос. Понятие полезности используют для того что бы ввести новое понятие решение связанное с риском.

2) наука о ценностях. Приянто различать нормативную и явную ценность. Нормотивная ценность – определяет условия при выполнение которых, человек оптимальным образом приспосабливает к окружающей среде. При этом должно учитываться что человек функционирует на нескольких уровнях. Биологическом, социальном, культурном. Явная ценность показывает на сколько человек хорошо функционирует в реальных условиях окружающей среды. (примеры).

3) этика руководителя- поведение руководителя принимаются чувством личной ответственности, чувством служебного долга, отношением к труду, экономической ответственностью, этическими нормами, это особенно касается ряда профессий (врачи, пожарные, педагоги, ученые). Ответственность перед законом. Существует несколько источников нравственных норм руководителя – это религия, философия, культура, профессиональный кодекс, правовая система.

4) ответственность перед обществом- оценка социальной ответственности руководителя. Претерпевает изменения в зависимости от стадии развития социально экономической системы. Она может быть представлена 3 основными этапами: 1) этап скрыто эгоизма. На этом этапе- получение фирмой максимальной прибыли выгодно как для самой фирмы так и для общества. Т.е для данной фирмы характерно подчинение всех управленческих решений экономическим целям и получению максимальной прибылию. 2) копромисное решение- руководитель ищет компромисс между интересами общества и стремлением фирмы к увеличению прибыли, на этом этапе появляется необходимость соблюдения баланса между экономическими целями фирмы и целями общества. 3) просвещенный эгоизм- участие фирмы в развитие общечеловеческих ценностей, отслеживание интересов окружающей среды. Помогают решению ближайших и перспективных задач фирмы. Дивзом этого этапа можно считать (что выгодно для общества, то выгодно для компании, бизнес не должен наносить ущерб обществу.

5) потребление и охрана интересов потребителей. Рыночная системы не всегда может самостоятельно отражать и защищать интересы потребителей. Поэтому для защиты интересов потребителей должна существовать нормативно правовая база на уровне государства. Впервые законопроект о правах потребителей был изложен в послании президента США конгрессу 1962. 4 основные аспекта:1) право на безопасность, запрет торговли предметами которые могут нанести вред здоровью и жизни потребителей, 2) право на информацию защита потребителя от обмана, от мошенничества, от искаженной информации, при рекламирование товара и при его маркировки. 3)Гарантируется право выбора по возможности иметь гарантированный доступ к конкурентно способным товарам и услугам (за исключение отраслей которые полностью контролируются государством). 4) право на защиту законом. Интересы потребителя должны быть защищены государством.

К экзамену посмотреть кким образом данный пункт отражен в нашей законодательнойсистеме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: