double arrow

Форма государственного устройства. Необходимость определенным образом построить территориальную организацию государства вытекает из того обстоятельства

Необходимость определенным образом построить территориальную организацию государства вытекает из того обстоятельства, что любое государство расположено на ограниченной территории, там же проживают граждане (подданные) этого государства.

Для выполнения своего социального назначения – организация экономической жизни, защита граждан, передача управленческих воздействий и т.п. – государство ведет разнообразную деятельность: финансовую, экономическую, военную, информационную.

Вести эту деятельность из одного центра при значительной численности населения и больших размерах государства становится объективно невозможным. Возникает необходимость разделить территорию на округа, штаты, губернии и т.д., а также создать на этих территориальных образованиях местные (территориальные) органы власти.

Кроме того, население того или иного государства может быть многонациональным. Каждая нация может иметь свои традиции, исторический опыт государственности, культурные, языковые и иные потребности.

Административно-территориальное устройство – разделение территории государства на определенные части (области, провинции, кантоны, районы и т.д.) в соответствии с которыми функционирует система местных органов государства.

Административно-территориальное устройство (деление) осуществляется с учетом следующих условий:

- экономического профиля территории, т.е. наличия промышленности, природных ресурсов, особенностей и перспектив экономического развития, состояния путей сообщения, количества и плотности населения;

- национального состава населения;

- географических условий.

Желательно, чтобы все эти факторы учитывались в совокупности.

Таким образом,форма государственного устройства – это способ территориальной организации распределения государственной власти и взаимоотношений между соответствующими субъектами государственной власти.

При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная (простая) и федеративная (сложная).

Унитарное государство - это целостное централизованное госу­дарство, административно-территориальные единицы которого (об­ласти, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государствен­ных образований и не обладают суверенными правами.

Все административно-территориальные единицы в унитарном государстве имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению к централь­ным органам. Они не обладают политической самостоятельностью.

В унитарном государстве принято единое гражданство.

Оно характеризуется наличием единой системой права, которая базируется на единой конституции, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо ограничений.

В унитарном государстве действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие, руководствуясь общими для всех государственных образований нор­мами материального и процессуального права.

Используется одноканальная система налогов. Налоги поступают в центр, а оттуда уже распределяются в регионы.

Унитарные государства характеризуются так же тем, что в соответствующих административно-территориальных образованиях (областях, округах, департаментах и т.д.) действуют местные органы власти. Различия в способах формирования местных органов управления, степени и формах контроля центральной власти над ними позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются относительно узкой сферы управления. В децентрализованных унитарных государствах органы местного самоуправления и главы местных администраций выбираются жителями соответствующих территорий (Великобритания, Япония, Испания и др.). В централизованных государствах главы местных администраций назначаются «сверху» актами центральной государственной власти (Нидерланды, Индонезия и др.).

Наряду с административно-территориальными единицами унитарные государства могут включать автономные образования, создание которых связано с учетом особенностей культуры, истории, традиций, быта проживающего в них населения (Корсика во Франции и др.). В зависимости от наличия или отсутствия таких образований унитарные государства могут быть подразделены на простые и сложные. Простое унитарное государство состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Колумбия, и др.), сложное имеет в своем составе одно или несколько автономных образований (Испания, Китай).

Т.о., в унитарном государстве осуществляется централизация всего государственного аппарата и вводится прямой либо косвенный контроль над местными органами.

Федеративное государство (федерация) - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство союзное госу­дарство, субъекты (части) которого (республики, штаты, земли) в пределах своей территории обладают частичным суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.

В строго научном смысле федерацией называют союз государств, образованный на основе договора или конституции. Характерные черты федераций:

- территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов (штатов, кантонов, земель, республик и т.д.), обладающих определенной автономией;

- государственный суверенитет сосредоточен на федеральном уровне. Субъекты федерации не являются суверенными образованиями и не обладают правом на односторонний выход из состава федерации;

- система государственных органов характеризуется двухуровневой структурой и объединяет органы государственной власти федерации и органы государственной власти субъектов;

- в федеративном государстве действует двухуровневая система законодательства – законодательство федерации и не противоречащее ему законодательство субъектов;

- в некоторых федерациях существует двойное гражданство: союзное и гражданство федеральных единиц;

- интересы субъектов на федеральном уровне реализует одна из палат законодательного собрания, формируемая из представителей субъектов;

- основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.

Федерации могут строиться по территориальному (США, ФРГ) или национальному (Индия) признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства. Существуют так же смешанные федерации, субъектное деление в которых осуществляется на основе обоих признаков (Россия).

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.

Наряду с федерацией к сложным формам достаточно часто относятконфедерацию.Однако более точным является рассмотрение данного типа государственного устройства в качестве своеобразной переходной формы территориального устройства, в которой сочетаются как признакиединого государства, так и признаки союза суверенных государств. Традиционно под конфедерацией понимают временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

При конфедеративном устройстве государства-члены конфедерации сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах.

Вывод: Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства и представляющая собой территориальную организацию государственной власти. С помощью данной категории определяется соотношение центральной власти и власти на местах.

По формам государственного устройства различают: простые (унитарные) государства и сложные (федеративные, конфедеративные) государства.



Сейчас читают про: