Литература
Заключение
История государственности, будь то в мировых масштабах или применительно к одной конкретной стране, - это история развития, смены и совершенствования государственного устройства, форм государственности и форм правления. Каждая форма государственности характеризуется конкретным содержанием, сущностью. Но мы здесь прослеживаем обратную связь и видим существенное влияние форм на содержание, сущность государства. И в этом смысле при прочих равных условиях, чем совершенней форма, тем лучше, цивилизованней содержание и направленность деятельности государства. Вот почему для государства, как явления надстроечного и относительно самостоятельного, первостепенное значение имеют уровень его демократичности и существующий политический режим. Такие явления и понятия как монархия и республика, республика демократическая, буржуазная, социалистическая мало о чем свидетельствует без конкретного подхода к ним, оценки их демократичности, анализа политического режима.
Особенно актуально это в России в связи с тем, что процесс реформирования государства еще не завершен и возможны изменения и формы правления и государственного устройства. Вот почему наше общество связывает с Конституционной реформой возможность создания цивилизованного, демократического Российского государства, строить которое предстоит именно вам.
Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Форма современного российского государства
2. Проблемы формирования демократического режима в России в современный период
1.
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит.,1993.Ст.1.
2. Государственное право Российской Федерации: Курс лекций./Под ред. О.Е.Кутафина. Т.2. - М.: Изд-во "Манускрипт", 2004. C.3-I2.
3. Корельский В.И., Перевалов В.Д. (ред.). Теория государства и права. -М., Изд.гр. ИНФРА. М.- НОРМА, 2006.
4. Ленин В.И. Государство и революция. Поли. собр. соч. Т. 33.
5. Общая теория права и государства: Учебник/Под ред. В.В.Лазарева, - М.: Юрист, 2002. С. 301-314.
6. Общая теория права: Учебник/Под общ.ред. А.С.Пиголкина.-2-е изд.- М.:Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1995. С. 69-82.
7. Радченко В. Гарантировать общество от авторитаризма // Человек и закон. 1995. № 6. С. 21-25.
8. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Курс лекций. -Санкт-Петербург: Иэд-во АООТ "ГП НИИ-5",2005. С. 49-65.
9. Теория государства и права: Часть I. Теория государства / Под общ.ред. А.Б.Венгерова.- М.: Юристъ, 1995. C.I03-T4I.
10. Федеративные договоры // Государство и право. 1992. № 7. С.3-18.
11. Философский энциклопедический словарь. М., 1988.
12. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие/ Под ред. В.Г.Стрекозова.-М.,2002. С. 100-132.
13. Шумпетер И. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995.
14. Энциклопедический политологический словарь. М., 1993.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Изложение материала по данной теме следует начать с раскрытия понятия «форма государства». Для этого сначала следует раскрыть философскую категорию «форма» – внутренняя организация предмета или явления, устройство или способ взаимосвязи элементов этого явления. Далее от общего понятия следует перейти к понятию «форма государства». Необходимо раскрыть ее теоретическое и практическое значение, перечислить элементы, составляющие форму государства и дать их общие определения.
Излагая материал о форме правления и форме устройства, следует раскрыть, какие именно стороны государства характеризуют эти элементы его формы, и дать характеристику наиболее распространенным в современном мире видам и разновидностям форм правления и административно-территориального устройства. При этом необходимо приводить примеры государств с монархической и республиканской формой правления, а так же унитарных государств и федераций.
Рассматривая формы государственного устройства, следует особо остановиться на характеристике такой формы межгосударственных образований, как конфедерация.
При рассмотрении государственного режима необходимо выделить факторы, характеризующие государство с точки зрения средств и методов управления обществом. Далее следует дать характеристику демократического и антидемократического режима. Говоря об антидемократическом режиме, надо акцентировать внимание на том, что существует много видов таких режимов и раскрыть признаки тоталитарного и авторитарного режимов, как наиболее часто встречающихся. Опять же, следует приводить примеры из истории и современности, желательно современные государства показать на политической карте мира.
Содержание учебных вопросов излагается методом устного изложения учебного материала, сопровождающегося демонстрацией видеоматериалов и схем, с использованием средств вычислительной техники и мультимедиа.
Основные определения и узловые моменты необходимо дать под запись. В ходе изложения материала осуществлять контроль за ведением конспектов.
Д.В. Новокшонов