Освобождение от ответственности журналиста и редакции СМИ за распространение сведений несоответствующих действительности

· Закон о СМИ/ Статья 57

· УК РФ/ Статья 137, 138

В ст. 57 Закона «О СМИ», по сути, оговорены те случаи, когда на редакцию, редактора или журналиста в суд подавать бесполезно.

Первый случай — когда сведения присутствуют, в так называемых, обязательных сообщениях. Для редакции – это сообщения, предоставленные учредителем СМИ, а для государственных изданий – информация от гос органов, которым они принадлежат.

Во-вторых, журналисты освобождаются от ответственности, когда сведения получены ими от информационных агентств. (Сведения от любого средства массовой информации, которое зарегистрировано в Российской Федерации как информационное агентство). Естественно, что при этом необходима ссылка на источник сообщения — информационное агентство.

Третий случай — когда сведения содержатся в ответе на запрос информации, либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, органов общественных объединений. Эти ответы на запросы и подпадают под действие статьи 57.

Интервью даже с должностными лицами, не подпадает под положения статьи 57 и от ответственности СМИ, опубликовавшее его не подпадает.

Третий тип случаев освобождения от ответственности позволяет журналистам идти на определённую уловку для того, чтобы обезопасить себя.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда от 18 августа 1992 г. (№ 11) «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» не могут рассматриваться требования об опровержении сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию и содержащихся в судебных решениях и приговорах, постановлениях органов предварительного следствия.

Четвертый случай — если сведения, порочащие честь и дос­тоинство граждан, а также деловую репутацию юридических лиц, «являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений народных депутатов на съездах и сессиях Советов народных депутатов, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объе­динений». Напомним, что Закон о СМИ был принят в 1991 году, но, несмотря на то, что сегодня уже нет народных депутатов, Советов, редко проходят съезды политических партий, пункт 4 статьи 57 сохраняет своё значение и с ним нужно обращаться очень осторожно.

Основная мысль пункта 4 статьи 57 Закона о СМИ заключается в том, что от ответственности освобождает только дословное воспроизведение (а не пересказ) официальных выступлений (а не частной беседы). Иными словами, если речь идет о сессиях зако­нодательных органов, то освобождением от ответственности стано­вятся только те случаи, когда слово в слово передано то, что было сказано на этом заседании (причём желательно по стенограмме, а не с микрофона, поскольку стенограмма может отличаться от микрофонной записи). Следует помнить, что в соответствии с Федеральным законом «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» (1995) журналисты имеют право знакомиться с записями всех заседаний Совета Федерации и Государственной Думы и снимать копии с них (кроме записей закрытых мероприя­тий). Такие записи хранятся бессрочно, их ведут соответствующие пресс-службы.

Если же журналист пересказывает выступление докладчика на сессии того или иного законодательного органа или отдельные слова фразы вставляет в другой контекст, — то в этом случае он не освобождается от ответственности. И второй важный здесь момент — официальный характер выступления. Далеко не всякое выступление должностного лица является официальным. Так, на­пример, если это лицо выступает на некоем заседании, о котором заранее объявлялось, куда была приглашена пресса и которое значится в рабочем графике этого должностного лица, то, вероятно, это будет являться, скорее всего, официальным выступлением. Если официальное лицо даёт пресс-конференцию в официальной обстановке, это также будет официальным выступлением.

Но если же это должностное лицо в перерыве выходит в коридор государственного учреждения или на улицу и там беседует с журналистом, то это не может считаться официальным выступлением. И если журналист, записав его слова на плёнку или в блокнот, впоследствии опубликует их в газете, он будет нести за это ответственность.

Пятый случай освобождения журналиста от ответственности — если сведения содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с Законом о СМИ. Такими текстами являются материалы, перечисленные в статье 35 Закона о СМИ: решения судов, предписания и предупреждения МПТР и т.п.

Шестой, и последний, пункт статьи 57 освобождает работ­ников СМИ от ответственности, если распространённые ими сведения являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространённых другим сред­ством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение. Это тот случай, когда, например, газета перепечатывает статью из другого издания или передает фрагмент содержания телепередачи либо если в телепередаче зачитываются куски газетных сообщений, скажем, в анонсе утренних изданий. Но и здесь есть несколько важных нюансов.

(52)Гарантии неприкосновенности частной жизни в современном законодательстве. Новый закон «О персональных данных»

· Конституция РФ/ Статья 23

В русском языке нет эквивалента английскому privacy (тайна частной жизни.), однако право на неприкосновенность частной жизни регулируется следующими законами:

1. КРФ (ст. 23): «Каждый имеет право на «Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения».

Статья 24 Конституции РФ запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Данное положение развивает принцип принятой 10 декабря 1948 года Всеобщей декларации прав человека (ст. 12) о невмешательстве в личную и семейную жизнь и в основном воспроизводит часть 3 статьи 9 российской Декларации прав и свобод человека и гражданина (1991).

2. «Об информации, информатизации и защите информации» (1995) дано определение того, что входит в сферу частной жизни: «...информация о граж­данах (персональные данные) — сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифици­ровать его личность» (ч. 7 ст. 2). К персональным данным должна относиться информация о фактах биографии лица, о состоянии его здоровья, об имущественном положении, о профессии и роде занятий, совершённых поступках, о мировоззрении, взгля­дах, оценках и убеждениях, об отношениях в семье или об отно­шениях человека с другими людьми. Следует отметить, что аб­солютно ясный режим сферы информации о гражданах должен установить закон об охране персональных данных, уже много лет разрабатываемый в российском парламенте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: