Разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную;
Наличие оппозиции, т.е. партий, не согласных с правящим режимом;
Народ является источником власти, который осуществляет ее либо прямо, непосредственно (на выборах, референдумах), либо через своих представителей (депутатов парламента);
Германии, Объединенные Арабские Эмираты, Соединенные Штаты Бразилии, Республика Индия.
б) конфедеративное государство – это сложное государство, состоящее из союза государств для достижения определенных целей, в рамках которых государства совместно решают не только международно-правовые, но и отдельные государственные проблемы. Государство - член конфедерации сохраняет полную государственную самостоятельность и делегирует центру лишь строго ограниченный круг полномочий. В конфедерации, как правило, отсутствует единый высший законодательный орган. Решения общих органов не имеют обязательного характера.
Признаки конфедеративного государства:
- каждое государство обладает полным суверенитетом;
- отсутствие единого гражданства;
- право свободного выхода из конфедерации;
- бюджет конфедерации формируется из добровольных взносов ее государств;
Государства с конфедеративной формой государственного устройства: Швейцарская конфедерация, Европейский Союз.
3) политический режим – это совокупность определенных способов, методов, приемов осуществления публичной власти.
Государственный режим является наиболее изменчивой частью формы государства. Это обусловлено тем, что государственный режим представляет собой совокупность средств и методов осуществления государственной власти. Если государственная власть попеременно находится у различных политических сил, то режим будет постоянно изменяться Однако кроме государства в любом обществе есть политические силы, которые прямо не связаны с государственной властью, но оказывают на нее существенное влияние (например, промышленно-финансовые группы, военно-промышленный комплекс).
Исторически первым государственным режимом была деспотия (от греч. despotia — неограниченная власть). Классическими деспотиями являлись государства Древнего Востока (Ассирия, Вавилон, Индия, Иран, Китай). В условиях деспотического режима полномочия главы государства (монарха, фараона, царя, императора) не ограниченны, ему принадлежит вся полнота светской и церковной власти. И реализации власти деспот опирается на многочисленный бюрократический аппарат. Правит он, опираясь исключительно на насилие, подавляя любое проявление самостоятельности, недовольства, несогласия. Главное в деспотическом государстве - повиновение, исполнение воли правителя. Главной санкцией является смертная казнь. Деспотический режим характеризуется полнейшим бесправием подданных, отсутствием элементарных прав и свобод.
Сходными чертами характеризуется диктаторский режим (от лат. dictatura — неограниченная власть). Следует отметить, что понятие «диктатор» не всегда отождествлялось с насилием, жестокостью. В Древнем Риме (V—I вв. до н.э.) диктатором называлось чрезвычайное должностное лицо. Диктатор избирался членами сената на шесть месяцев и наделялся всей полнотой власти в течение этого срока. Затем его полномочия прекращались. Обычно диктаторы избирались для осуществления какой-то чрезвычайной задачи: защита государства от внешних врагов или осуществление завоевательных войн. Гай Юлий Цезарь (102 или 100—44 до н.э.) нарушил традицию выборности и установил личную диктатуру. С той поры диктатура ассоциируется с неограниченной властью, беззаконием, произволом, насилием и жестокостью.
Исторической разновидностью диктатуры является абсолютизм, ставший господствующим государственным режимом в Средневековье (V—XVIII вв.). Данный способ правления характеризуется концентрацией всех видов власти в руках монарха, правившего, опираясь на божественное право королей и насилие. После буржуазных революций XVII—XVIII вв. абсолютные монархии стали преобразовываться в конституционные монархии, когда власть монарха ограничена конституцией и парламентом, или свергалась революционным народом и на их месте учреждались республики.
Тирания (от греч. tyrannis — единоличное правление, установленное насильственным путем) в отличие от деспотии и диктатуры обычно связывалась с незаконным захватом власти каким-то лицом. Этот способ правления был распространен в Древней Греции в VII—VI вв. до н.э. Обычно тиран опирался на поддержку масс и часто проводил реформы в их интересах. Достаточно вспомнить афинского тирана Писистрата (VI в. до н.э.). В годы его правления были не только улучшены социально-экономические условия жизни бедных слоев населения, но и действовала демократическая конституция Солона.
Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, полный, целый) был установлен в ряде стран (Германии, Италии, Испании и др.) в первой половине XX в. Он был следствием глубокого экономического и политического кризисов, в которых оказались эти страны. Выходом из данного состояния стало установление тоталитарного режима. Тоталитаризм — это режим всеобщего контроля государства за всеми сферами жизни человека с помощью средств вооружённого насилия. Он имеет следующие признаки:
а) тотально жесткий контроль государства всех сфер жизни общества (экономика, культура, искусство, идеология и т. д.), включая личную жизнь гражданина, его потребности, мысли.
б) узурпация власти одной массовой партией, которая навязывает населению свою идеологию в условиях нетерпимости к инакомыслию и подавления других идеологий. Правящая элита задаёт своё представление о том, какой должна быть жизнь: в Иране, Ираке – это религиозная идея, в СССР – коммунистическая (нынешнее поколение будет жить при коммунизме), в Китае – экономическая (догнать и перегнать путём большого скачка Запад) и др.;
в) правящая партия объявляет себя ведущей силой общества и управляет государством, т.е. происходит сращивание партийного и государственного аппарата;
г) крайний центризм: центром тоталитарной системы является вождь. Его положение сродни божественному. Какое-либо критическое отношение к нему жестоко преследуется.
д) усиление мощи исполнительных органов, особенно карательных (милиция, госбезопасность, прокуратура).
е) милитаризация: идея о военной опасности, «об осаждённой крепости» необходима для сплочения общества по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и не прочь поживиться за счёт других стран.
Более мягким по средствам осуществления государственной власти является авторитарный режим (от лат. auctoritas — власть) Принуждение как главный признак режима сохраняется, однако оно используется лишь тогда, когда противники режима ставят вопрос о перераспределении власти. Представительные выборные органы власти (парламент) не играют существенной роли в жизни общества, народ отстранен от процесса принятия важнейших политических решений и не может контролировать власть. Правящий режим опирается на полицейский и военный аппараты, использует внесудебные, неправовые методы принуждения. Наряду с этим авторитарный режим предоставляет относительную свободу деятельности в экономической, политической и духовной сферах жизни. Во главе государства с авторитарным режимом стоит сильный лидер. Это может быть гражданское лицо (например, Фухимора в Перу), чаще военный (генерал Пиночет в Чили, полковник Кадаффи в Ливии) или духовное лицо (аятолла Хомейни в Иране).
Фашистский режим представляет собой крайнюю форму тоталитаризма и авторитаризма. Отличается воинствующей идеологией о превосходстве одной нации над другими, жестоким психологическим давлением на массы, разрушающим психику, навязыванием народу культа вождя (сверхчеловека). Это самый агрессивный из всех государственных режимов, так как создает угрозу существования всем остальным государствам. Не случайно во всем мире подобный режим запрещен.
Некоторые исследователи выделяют ещё мафиозно-криминальный режим, который проявляется в осуществлении власти в условиях полного беззакония с помощью криминальных структур террористическими и уголовными методами
Демократия (греч. demos — народ + kratos — власть) как политический режим вызывает больше всего споров как среди ученых, так и среди рядовых граждан. Как наиболее идеальный способ правления демократия характеризуется следующими признаками:
2) конституционное закрепление и практическое осуществление прав и свобод граждан;
4) существование многопартийной системы, выражающей интересы различных групп общества;