Работы А.Бине

Развитие метода тестов.

Работы Ф. Гальтона.

Теория тропизмов Ж. Леба.

Закон экономии К. Ллойд-Могана.

Интеллект у животных.

Ч. Дарвин и подъем сравнительной психологии.

ЗООПСИХОЛОГИЯ. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

Вопросы лекции:

Ч. Дарвин и подъем сравнительной психологии. Дарвин внес в сравнительную психологию много новых положений: он ввел объективный метод применительно к изучению биопсихических феноменов в качестве метода объективного наблюдения; сместил фокус интересов с внутренней “психической механики” на внешнее наблюдаемое поведение как механизм адаптации и борьбы за существование; утверждал возможность сравнения психики животных и человека как связанных общим происхождением. Интеллект у животных. Систематизацию данных, полученных в исследованиях психики животных провел английский психолог Дж. Романес, друг и сподвижник Дарвина. В 1883 г. Романес опубликовал работу “Интеллект животных”, вызвавшую большой научный и общественный резонанс.. В ней он свел воедино данные о поведении различных животных существ, от простейших одноклеточных организмов до обезьян и различных домашних животных. В этой книге Романес пытался продемонстрировать, что умственные способности животных сходны с умственными способностями человека Закон экономии К. Ллойд-Могана. Конвей Ллойд-Морган, ученик Дж. Романеса, осознал научную несостоятельность методов, на которые опирался его учитель. Чтобы ограничить тенденцию приписывать животным высокие интеллектуальные способности, Ллойд-Морган сформулировал свой “закон экономии” (“закон Ллойд-Могана”).Закон экономии утверждал, что не следует объяснять поведение животных, исходя из более высоких интеллектуальных способностей, если оно может быть объяснено с помощью психических процессов более низкого уровня. Ллойд-Морган выдвинул эту идею в 1894 г., и возможно, она возникла не без влияния вундтовского “закона экономии”, появившегося в 1892 г. в своем законе Вундт утверждал, что “применение сложных принципов может быть использовано только тогда, когда объяснение при помощи более простых принципов оказывается недостаточным”. Возникновение дифференциальной психологии. С древнейших времен социальная практика заставляла человека выделять в психологическом облике окружающих людей, прежде всего те признаки, которые отличают одного индивида от другого. Переход от эмпирического решения этого вопроса к его разработке при помощи экспериментальных и математических методов привел к образованию специальной области психологического знания – дифференциальной психологии. Ее предмет – индивидуальные различия между людьми или группами людей, объединенных по какому-либо признаку. Работы Ф. Гальтона. Несомненно, “краеугольный камень” дифференциальной психологии был заложен работами Френсиса Гальтона. В своей книге “Наследственный гений” Гальтон выдвигает положение о том, что индивидуальные различия психического порядка подобно телесным различиям, могут быть объяснены только учением о наследственности. Развитие метода тестов. Гальтон называл испытания способностей умственными тестами. Этот термин вскоре приобрел такую популярность, как ни один другой психологический термин.Эта популярность связывается с именем американского психолога Д.М.Кеттелла, изучавшего психологию внимания и навыки чтения. Кеттелл утверждал, что для того, чтобы психология стала точной и экспериментальной наукой, необходимо широкое распространение метода тестов. Работы А.Бине. французский психолог А.Бине (1857-1911). Бине исследовал этапы развития мышления у детей, задавая им вопросы на определе­ние понятий ("Что такое стул?", "Что такое ло­шадь?"). Обобщая ответы детей от трех до семи лет, он пришел к выводу, что за это время дети проходят три стадии в развитии понятий: "стадия перечислений", "стадия описания" и "стадия интерпретации".

Лекция 9: ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ.

Вопросы лекции:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: