Специфіка використання спостереження та експерименту для вивчення розвитку дитини

Психодиагностический експеримент як метод застосовується у виняткових випадках і в основному тоді, коли виявити і оцінити потрібну якість іншим способом не представляється можливим.

Наблюдение — метод психологической диагностики, «состоя­щий в преднамеренном и целенаправленном восприятии психичес­ких явлений с целью изучения их специфических изменений при определенных условиях». Использование в психологической прак­тике метода наблюдения дает возможность сопоставления и дубли­рования диагностических данных при интерпретации, что является немаловажным фактором обеспечения объективности психологи­ческого обследования. В контексте детской практической психоло­гии метод наблюдения кроме общих требований к нему (фиксация, планирование и факторизация данных) имеет определенную специ­фику. Она связана с возрастными особенностями дошкольников, а также с условиями их жизнедеятельности в условиях детского обра­зовательного учреждения. Организационная специфика метода может быть представлена следующим образом:

— наблюдение за ребенком в условиях естественной жизнедея­тельности;

— наблюдение за ребенком в условиях направленной деятель­ности;

— наблюдение за ребенком в условиях специально организован­ной деятельности.

Наблюдение в условиях естественной жизнедеятельности на­правлено на фиксацию фактов, связанных с приемами пищи, днев­ного и вечернего сна, прогулок и т.д. Данный вид наблюдения ха­рактеризуется отсутствием контактирования с наблюдаемым ребен­ком и диагностирует индивидуальные особенности его функциони­рования.

Наблюдение в условиях направленной деятельности, напротив, построено на пробах совместной деятельности психолога с ребен­ком. В процессе данного вида наблюдения фиксируются особеннос­ти поведения ребенка в контексте взаимодействия со взрослым.

Наблюдение в условиях специально организованной деятельнос­ти осуществляется на занятиях познавательного цикла (развитие речи, формирование элементарных математических представле­ний, обучение грамоте, ознакомление с окружающим), эстетическо­го цикла (музыка, изобразительное искусство), оздоровительного цикла (физкультура, плавание). Диагностическая направленность этого наблюдения обозначается особенностями поведения ребенка в контексте (пространстве) различного рода воздействий (объек­тивных и предметных).

В практике детского психолога наблюдение может выступать как ориентационный метод (данные наблюдения предваряют и на­правляют тестирование) и как сопроводительный (вспомогатель­ный) метод (данные наблюдения подтверждают либо опровергают результаты тестирования).

Для обеспечения объективности метода используются специаль­ные методические средства. Они представляют собой бланки (схемы) наблюдений и диагност-карты наблюдений. В первом слу­чае — это матрицы с пересечением единиц наблюдения (поведен­ческие реакции, акты взаимодействий, вид деятельности), парамет­ров наблюдения (пространственных, временных, содержательных), а также количественной и качественной динамикой наблюдаемых психических явлений (феноменов). Во втором случае — это альбомы и таблицы с фиксированными средствами оценки диагностических данных. Средства оценки могут быть представлены характерис­тиками или эталонами различных психических явлений.

3. Допоміжні методи: тести, бесіди, вивчення продуктів діяльності.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: