Именованные константы

Раздел описания констант.

Раздел описания меток

Раздел USES

End.

Begin

Type

Const

Label

Uses

Структура программы

Разделы программы

Программа на языке Turbo Pascal состоит из следующих разделов:

- {заголовок}

- {описательная часть}

· Раздел подключаемых библиотечных модулей;

· Раздел объявления меток;

· Раздел объявления констант;

· Раздел объявления типов;

· Раздел объявления переменных;

· Раздел объявления процедур и функций;

- {исполнительная часть}

· Раздел инструкции (операторов) программы, заключаемый в слова begin и end;

· В конце программы ставится признак останова -. (точка).

Описательная часть предназначена для объявления всех встречающихся в программе данных и их характеристик (имена данных, их тип, возможные значения и др.). В исполнительной части (разделе операторов) записывается последовательность исполняемых операторов. Каждый оператор выражает действие, которое необходимо выполнить. Исполняемые операторы, как мы уже упоминали, отделяются друг от друга символом; (точка с запятой).

В самом общем виде структура программа имеет вид:

program ИмяПрограммы;

ИмяМодуля1,..;

ИмяМетки1,..;

ИмяКонстанты =Значение константы;

ИмяПеременной: Тип;

{объявления процедур и функций программиста}

{инструкции основной программы}

Обратите внимание- разделы описания могут встречаться в программе любое количество раз и следовать в произвольном порядке (кроме раздела uses, который всегда расположен после заголовка программы). Любой раздел, кроме раздела операторов, может отсутствовать. Главное, чтобы все описания объектов программы были сделаны до того, как они будут использованы.

Операторы Turbo Pascal не привязаны к определенной позиции строки. В одной строке можно размещать несколько операторов, отделяя их друг от друга точкой с запятой. Допускается перенос операторов с одной строки на другую (но без разделения ключевых слов).

Если между двумя операторами отсутствует точка с запятой, то это приведет к возникновению ошибки, поскольку компилятор зачастую не может понять, что же хотел сказать автор программы, или интерпретирует оператор неверно.

Например, запись вида:

x:=1

y:=2;

несмотря на то, что операторы присваивания записаны в разных строках программы, будет воспринята компилятором как:

x:=1y:=2;

В итоге получается «оператор», в котором используются два знака присваивания неправильный идентификатор 1y (имя не может начинаться с цифры).

Раздел uses позволяет подключать стандартные и пользовательские библиотечные модули. Он начинается с зарезервированного слова uses и имеет следующий вид:

Uses

ИмяМодуля1, ИмяМодуля2,..;

Например:

Uses crt;

Перед любым оператором Turbo Pascal можно поставить метку, что позволяет выполнить прямой переход на этот оператор с помощью оператора goto из любого места программы. Метка состоит из имени и следующего за ней двоеточия, после которого и располагается помеченный данной меткой оператор. Раздел описания меток начинается с зарезервированного слова label и имеет следующий вид:

Label1

ИмяМетки1, ИмяМетки2, …;

Обратите внимание – областью действия метки является тот блок, где она описана. Это означает, что по метке нельзя входить или выходить из процедуры или функции.

Хранение констант не требует памяти, компилятор помещает их значения прямо в тексте исполняемой программы. Каждая константа принадлежит к определенному типу данных, однако при определении константы его обычно не указывают.

Обратите внимание – тип констант автоматически опознается по форме их записи.

Раздел описания констант начинается с зарезервированного слова const (от латинского constants, постоянный) и имеет следующий вид:

Например:

const

g=9.8; {вещественная константа}

count =maxint/2+1;{maxint –зарезервированная константа}

nmax =100; {целая константа}

nmin =-nmax;

s=’абвгд’; {строковая константа}

kod=$123; {шестнадцатеричная константа}

Обратите внимание –при определении констант применяется знак =, а не:=. Идентификатор, использованный для определения константы, можно употреблять при задании следующих констант, его значение нельзя изменять по ходу программы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: