Показатели долговечности.
Наработка до отказа Т – время работы объекта в часах до возникновения отказа.
Для некоторых машин может иметь место критическая длительность эксплуатации, начиная с которой при эксплуатации будут резко возрастать затраты на ремонт из-за износа наиболее дорогих узлов машины или опасности ее дальнейшей эксплуатации.
Коэффициент технического использования Кти, - численно равен вероятности того, что в данный, произвольно взятый момент времени машина работает, а не ремонтируется
Кти = Траб / (Траб + å Трем i),
где Траб- время работы машины за некоторый период эксплуатации;
åТрем- суммарная продолжительность ремонтов машины за тот же период эксплуатации.
Коэффициент технического использования является безразмерной величиной
0 < Кти < 1.
Коэффициент технического использования, взятый за период между плановыми ремонтами и техническим обслуживанием, называется коэффициентом готовности Кг.
Коэффициент готовности Кг числено равен вероятности того, что изделие будет работоспособно в произвольно взятый момент времени в промежутках между плановыми ремонто-профилактическими мероприятиями.
|
|
Этот коэффициент оценивает непредусмотренные остановки машины, наличие которых свидетельствует о том, что плановые ремонты и мероприятия по техническому обслуживанию не полностью выполняют свою роль.
Срок службы Т — это календарная продолжительность эксплуатации объекта от ее начала или возобновления после капитального ремонта до наступления предельного состояния.
Ресурс ТР — это наработка привода от начала эксплуатации или ее возобновления после капитального ремонта до наступления предельного состояния.
Отличие ресурса от срока службы в том, что первый показатель является оценкой фактической наработки привода, в то время как срок службы характеризует продолжительность существования привода с момента ввода в эксплуатацию независимо от характера его использования.
Оценка уровня надежности и необходимость повышения уровня должна решаться с экономических позиций, так как экономика является основным критерием для большинства практических вопросов надежности. Известно, что современный уровень развития науки и техники позволяет достичь практически любых показателей качества и надежности оборудования. Вопрос в том: сколько это будет стоить, чтобы достичь поставленную цель.
Если затраты будут столь высоки, что эффект от повышенной надежности машины не возместит их, то и суммарный результат от проведенных мероприятий будет отрицательным.
Как правило, имеется несколько вариантов мероприятий по повышению работоспособности машины и изменению её конструкции: это использование более качественных материалов, применение той или иной системы ремонта и технического обслуживания и так далее.
|
|
Поэтому, при выборе вариантов достижения требуемого уровня надежности, необходимо исходить из получения наибольшего суммарного экономического эффекта с учетом затрат в сферах производства и эксплуатации агрегата.
В общем случае изменение во времени суммарного экономического эффекта определяется двумя основными факторами:
С одной стороны учитываются затраты на изготовление нового агрегата (сюда входят затраты на проектирование, изготовление, испытание и так далее) и затраты на эксплуатацию , включая техническое обслуживание, ремонт, профилактические мероприятия и так далее.
Изменение суммарного экономического эффекта рассмотрим
рисунке 1.4:
Рисунок 1.4 – Изменение экономической эффективности во времени
Затраты +являются отрицательными в балансе эффективности.
Это с одной стороны...
С другой стороны, работа машины дает положительный экономический эффект (прибыль) в зависимости от её целевого назначения.
Как видно из рисунка 1 , как функция времени возрастает, так как старение отдельных элементов машины приводит к необходимости вкладывать всё большие средства для восстановления утрачиваемых свойств.
Изменение во времени, напротив, уменьшается, так как возрастающие простои в ремонте и техническом обслуживании снижают её производительность.
Поэтому кривая суммарной эффективности имеет максимум и два раза пересекает ось абсцисс .
При возрастании , период времени =, при котором является сроком окупаемости, когда машина при эксплуатации возвратила затраты, которые были в неё вложены при изготовлении. Начиная с этого момента =машина начинает приносить прибыть. Постепенно, полученный эффект снижается из-за возрастания эксплуатационных затрат до =, когда снова . При >затраты на эксплуатацию больше экономического эффекта, который может обеспечить машина. Поэтому при =эксплуатация машины экономически нецелесообразна.
Длительность экономически целесообразной эксплуатации находится в диапазоне и .
<<
Выбор варианта машины с позиций надежности должен исходить из сравнения затрат на изготовление и эксплуатацию объекта с тем экономическим эффектом, который она сможет обеспечить.
Например, как это видно из рисунка 1.4, начальная стоимость машины № 2 выше, но за счет показателей производительности, качества и надежности она дает больший экономический эффект и ее целесообразно эксплуатировать более длительное время. При оценке разнообразных возможностей по повышению и обеспечению надежности машин экономический критерий является важнейшим для выбора оптимальных решений.