double arrow

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МОРСКИХ СООБЩЕНИЯХ И ТОРГОВОМ СУДОХОДСТВЕ

2

Морскими перевозками или морскими сообщениями принято называть грузовой или пассажирский обмен между районами (госу­дарствами), который производится по морским путям. Экономико-географические факторы, влияющие на формирование морских пе­ревозок, вытекают из определения транспорта как сферы материаль­ного производства.

Основными из них являются: географическое размещение и уро­вень развития производительных сил, технико-технологические осо­бенности производства, связанные с потреблением сырья, топлива и т. д.; баланс производства и потребления отдельных регионов (стран); взаимосвязь между отдельными странами, районами, отрас­лями производства; политические отношения между странами; не­равномерность размещения природных ресурсов; уровень развития других видов транспорта.

Изучению морских перевозок всегда предшествует всесторон­нее изучение районов, тяготеющих к морским сообщениям, анализ экономических и географических условий возникновения грузо- и пассажиропотоков и их развитие.

Районы тяготения к морским сообщениям - территории, эко­номические связи которых обслуживаются морским транспортом.Ими могут быть как отдельные экономические районы, так и группы эко­номических районов одной страны, а также отдельные страны и даже континенты.




Районы тяготения могут непосредственно прилегать к морским побережьям (ближние) или выходить к побережью через другие тер­ритории (дальние), при этом основным районообразующим факто­ром является территориальное общественное разделение труда, спе­циализация районов по определенным отраслям производства; внут­рирайонные транспортные связи, экономические тяготения их к дру­гим экономическим районам (странам).

При изучении районов тяготения следует рассматривать геогра­фическое положение территории, размещение промышленных и сель­скохозяйственных центров с точки зрения их потребности в транс­порте, наличие морских портов и их транспортных связей с центра­ми производства. Анализ районов тяготения производится с учетом факторов, влияющих на образование морских грузопотоков в/из дан­ного района.

Грузопотоками называется количество данного груза, перево­зимого в определенном направлении за единицу времени (характе­ризуется объемами и направлением, структурой и степенью равно­мерности).

Объем и направление - количественные и качественные харак­теристики, определяющие потребность в транспортных средствах и направлении грузопотоков, вид и район плавания, состав грузовых судов, потребных для перевозок.

Структура грузопотока- состав грузов, разных по свойствам и требованиям, предъявляемым к их перевозке. Структура грузопото­ка определяет конструктивные типы судов (качественный состав по­требного для перевозки грузов тоннажа, организацию перевозок и тех­нологию грузовых работ). Грузопотоки также характеризуются сте­пенью равномерности, под которой понимается распределение гру­зопотока (по времени его возникновения и продолжительности дей­ствия). Они делятся на круглогодичные, сезонные и эпизодические.



Грузопотоки - экономическая основа развития и организации работы морского транспорта.

Одним из критериев районирования грузопотоков является их распределение по морским бассейнам и портам с минимализацией затрат труда и финансовых средств на транспортировку грузов от рай­онов производства до районов потребления.

Районирование внешнеторговых грузопотоков осуществляется для минимизации издержек на перевозки.

Торговое судоходство - перемещение по морским и океанским путям разнообразных средств морского транспорта (грузовых и пас­сажирских судов, паромов и других типов судов) - организуется для перевозки пассажиров и грузов.

В настоящее время на морском транспорте используются две формы организации торгового судоходства: трамповое (нерегулярное) и линейное (регулярное).

Трамповое судоходствопредусматривает организацию движе­ния судов одиночными рейсами по различным направлениям. Порты отправления, прибытия и промежуточного захода, а также время от­правления устанавливаются в соответствии с заключенным догово­ром (чартером) на перевозку определенной партии груза.



Линейное судоходствопредусматривает организацию движения одного или группы закрепленных за линией судов для перевозки гру­зов между заранее определенными портами. Определяющим призна­ком этого вида судоходства является постоянство оборота судов по заранее объявленному расписанию движения на определенном направ­лении. Линейное судоходство организуется на направлениях устой­чивых грузо- и пассажиропотоков с достаточными для загрузки судов объемами.

В расписании линии точно указываются наименование судна, порты отправления, промежуточного захода и назначения, время при­бытия и отправления судов. Работа по расписанию наиболее четко регламентирует по времени весь перевозочный процесс.

По скорости доставки грузов и пассажиров линейное судоход­ство может быть обычным, срочным или экспрессным. Основным признаком срочных и экспрессных линий являются повышенные ско­рости доставки грузов и пассажиров.

Морские линии делятся на каботажные и заграничные.

Различают совместные и односторонние заграничные линии. На совместных линиях организуется движение судов двух (или более) договаривающихся сторон по единому расписанию. На односторон­них заграничных линиях - организуется движение судов только одной страны (или компании). Линии организуются на основании межпра­вительственных договоров или соглашений, в которых излагаются условия их функционирования.

Линейное плавание является наиболее совершенной формой судоходства.

При достаточных грузопотоках однородных грузов создаются специализированные грузовые линий (угольные, рудные, зерновые, нефтяные и др.).



2




Сейчас читают про: