Вопрос 1. Уровни профессионального развития педагога. Пути и средства профессионального развития педагогов

Методическая и инновационно-педагогическая деятельность

Лекция 9.

в учреждении образования

Вопросы:

1. Уровни профессионального развития педагога. Пути и средства профессионального развития педагогов.

2. Методическая работа в учреждении образования, ее задачи, направления, формы организации.

3. Организация инновационной деятельности в учреждении образования.

Понятийный аппарат: педагогическое мастерство ● педагогическая техника ● учебно-методический комплекс ● педагогическая инновация

Литература к вопросу 1:

Педагогика / под ред. В.А. Сластенина. М., 2011. Гл. 3.

Харламов И.Ф. Педагогика. Минск, 2002. Гл. 30 (§ 4).

Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. М., 1989.

Литература к вопросу 2:

Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006. Т. 2. Гл. XVII (§ 17.2).

Школьные технологии обучения и воспитания / Под ред. Л.В. Пенкрат. Минск, 2009. Гл. 8 (с. 190–192).

Глинский А.А. Методическая работа в общеобразовательном учреждении. Минск, 2006.

Степаненков Н.К. Педагогика школы. Минск, 2007. Тема 9 (§ 5).

Кодекс Республики Беларусь об образовании. Ст. 94 (§ 8).

Литература к вопросу 3:

Ангеловски К. Учителя и инновации: Кн. для учителя: Пер. с македон. М., 1991.

Цыркун И.И., Карпович Е.И. Инновационное образование педагога: на пути к профессиональному творчеству. Минск, 2006.

https://tsyrkun.at.tut.by/

Кодекс Республики Беларусь об образовании. Ст. 97.

Уровни профессионального развития педагога (по И.Ф. Харламову):

1. Педагогическая умелость.

2. Педагогическое мастерство.

3. Педагогическое творчество.

4. Педагогическое новаторство.

Педагог-мастер – это высококвалифицированный специалист, обладающий глубокими знаниями педагогики и психологии, эффективно организующий образовательный процесс, результативно решающий педагогические задачи.

Педагогическое мастерство–доведенное педагогом до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.


Структура педагогического мастерства:

1. Профессиональные знания, навыки и умения:

а) по учебному предмету;

б) психолого-педагогические.

2. Педагогические ценности (убеждения, идеалы). К ним относится, прежде всего, гуманизм, любовь к детям, человеколюбие в целом.

3. Педагогические способности:

а) дидактические;

б) академические;

в) конструктивные;

г) перцептивные (по мнению Н.В. Кузьминой, именно чувствительность педагога к объекту, т.е. растущему человеку, является генеральной педагогической способностью, объединяющей все остальные);

д) организаторские;

е) коммуникативные;

ж) речевые;

з) авторитарные.

4. Педагогическая техника – этоумение управлять собой, владение своим эмоциональным состоянием, речью, а также использование невербальной коммуникации. По сути, речь идет об элементах актерско-режиссерского мастерства педагога.

Педагогическая техника (от греч. techne –искусство, мастерство, умение)–органичная система взаимодействующих эмоционально-выразительных средств (голосовых, мимических, моторных), обусловленных дидактическими и воспитательными задачами, этической позицией учителя, творческим характером ее применения и обеспечивающих инструментовку профессионального общения учителя.


Владение основами педагогической техники – необходимое условие эффективности педагогической деятельности. А.С. Макаренко писал: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «или сюда» с 1520 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не пойдет и не почувствует того, что нужно».

Пути профессионального развития педагога:

1. Профессиональное самообразование и самовоспитание.

2. Повышение квалификации и переподготовка в учреждениях последипломного образования.

3. Методическая работа в школе.

4. Инновационно-педагогическая деятельность.

5. Участие в научно-педагогических исследованиях (обучение в магистратуре и аспирантуре, работа в составе экспериментальной группе под руководством ученого-педагога).

Вопрос 2. Методическая работа в учреждении образования, ее задачи, направления, формы организации.

Методическая работа, наряду с учебной и воспитательной, является важной частью деятельности всякого учреждения образования. Цель методической работы состоит в развитии профессионализма педагогов, совершенствовании их теоретической и практической подготовки непосредственно в учебном заведении, обеспечении условий для творческого роста каждого педагога.

Задачи методической работы в школе:

1) систематическое изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, внедрение достижений педагогической науки и практики в образовательный процесс;

2) повышение уровня психолого-педагогической подготовки учителей (в частности, организация практического изучения новых технологий, методов и средств обучения и воспитания);

3) оказание методической помощи учителям на индивидуализированной и дифференцированной основе (в зависимости от стажа, квалификации, преподаваемого предмета, выявленных затруднений и т.д.);

4) организация профессионального самообразования педагогов.

Методической работой занимаются все педагогические работники без исключения, а руководит ею, как правило, заместитель директора по УВР (в гимназиях и лицеях введена должность заместителя директора по учебно-методической работе). Во многих школах оборудован методический кабинет.

Основные результаты методической работы в учреждении образования:

а) создание комплексного методического обеспечения учебно-воспита-тельного процесса;

б) развитие педагогического коллектива, повышение организационной культуры учебного заведения;

в) повышение имиджа школы в регионе.

Методическая работа в школе организуется по следующим направлениям.

I. Организационно-методические мероприятия:

1. Планирование методической работы. На каждый учебный год принимается единая общешкольная методическая тема,в русле которой ведется вся методическая работа. Примеры единой методической темы: «Современные педагогические технологии как средство реализации образовательных стандартов в процессе обучения», «Организация самостоятельной работы учащихся как условие повышения качества образования», «Новые информационные технологии как основа образовательного процесса в современной школе».

2. Разработка локальных нормативных документов, регулирующих методическую работу в школе. К числу таких документов относятся положения о методическом совете школы, о методическом кабинете, о методическом объединении учителей, об учебном кабинете, об учебно-методическом комплексе по предмету, о педагогическом наставничестве, о смотре-конкурсе педагогического мастерства и некоторые другие.

3. Работа методического совета. Методический совет школы является совещательным и рекомендательным органом, обеспечивающим коллективность в решении вопросов совершенствования организации, координации и контроля методической работы, повышения профессионального мастерства педагогических работников школы. Методический совет заседает не реже одного раза в два месяца; его решения утверждаются приказами директора школы. Председателем методического совета обычно является заместитель директора по УВР (УМР).

Для примера приведем некоторые вопросы, которые рассматривал методический совет одной из школ в течение года: основные направления внедрения стандарта общего среднего образования в учебно-воспитательный процесс; единая форма технологической карты (плана) урока; состояние методического обеспечения факультативных курсов и курсов по выбору; внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс; итоги смотра-конкурса педагогического мастерства и смотра-конкурса работы учебных кабинетов.

4. Работа методических объединений учителей. Методическое объединение (МО) – это объединение учителей одного предмета или родственных предметов с целью повышения уровня преподавания и совершенствования методического обеспечения данных предметов. Например, МО учителей математики, МО учителей предметов естественнонаучного цикла, МО классных руководителей. Учителя сельских малокомплектных школ входят в кустовые МО, которые создаются на 3–4 школы.

5. Информационная работа. Методическая служба своевременно информирует педагогический коллектив об изменениях в законодательной базе по вопросам образования, знакомит с содержанием новых нормативных, руководящих и инструктивных документов.

6. Выпуск внутришкольного методического издания. Прошли те времена, когда это была стенгазета или стенд в учительской. Сейчас многие школы своими силами издают собственные методические бюллетени, сборники научных работ педагогов и творческих работ учащихся.

7. Накопление и систематизация методической литературы и электронных материалов, организация тематических выставок методической литературы (совместно со школьной библиотекой).

8. Внутришкольный контроль методической работы: посещение и анализ уроков и воспитательных мероприятий; смотр-конкурс педагогического мастерства учителей, классных руководителей (варианты: методический ринг, методический фестиваль); смотр-конкурс учебных кабинетов; персональные творческие выставки учителей.

II. Учебно-методическая работа – заключается, прежде всего, во внедрении современных технологий, методов, форм и дидактических средств в учебно-воспитательный процесс школы, а также в разработке учебно-методических комплексов (УМК) по каждому предмету.

Учебно-методический комплекс (УМК)–открытая система целесообразно отобранных дидактических средств эффективного управления и самоуправления, стимулирования и поддержки, контроля и самоконтроля различных видов учебной деятельности обучающихся.


Эффективной формой учебно-методической работы является методическая неделя или декада,представляющая собой творческое «погружение» в определенный предмет. Например, неделя белорусской филологии, неделя истории, неделя биологии и т.д. Организация данного мероприятия ложится на соответствующее МО: выпускается тематический бюллетень, оформляются выставки методических произведений учителей, творческих работ учащихся, новинок методической литературы. Проводится панорама открытых уроков, учебно-научная конференция учащихся-исследователей, воспитательные мероприятия (тематический вечер, КВН или брейн-ринг), организуются встречи с учеными и другими специалистами.

III. Научно-методическая работа в школе заключается, чаще всего, в деятельности временных творческих объединений (проблемных лаборато-рий, инновационных групп), реализующих тот или иной экспериментальный или инновационный проект. Нередко творческие группы учителей работают под руководством педагога-исследователя в рамках сотрудничества школы с кафедрами вузов, ИПК, лабораториями НИИ.

IV. Методическая учеба педагогов:

1. Открытые уроки и воспитательные мероприятия (мастер-классы). Их, как правило, дают: учителя, проходящие аттестацию; учителя высшей и первой категории для молодых коллег; учителя, отчитывающиеся о внедрении того или иного новшества в учебно-воспитательный процесс.

2. Взаимопосещение уроков учителями. Уроки посещают и анализируют не только представители администрации, но и коллеги-учителя.

3. Педагогическое наставничество. Педагог-наставник закрепляется за каждым молодым специалистом, чей педагогический стаж не превышает двух лет. Педагогом-наставником, как правило, является учитель того же или родственного предмета, имеющий высшую или первую квалификационную категорию. Педагог-наставник оказывает молодому специалисту помощь в разработке учебно-методической документации, консультирует по вопросам проведения учебных занятий и мероприятий. Наставник и его подопечный посещают и анализируют уроки друг друга.

4. «Школа молодого учителя». Это постоянно действующий семинар, заседания которого происходят ежемесячно под руководством заместителя директора по учебной (методической) работе или методиста. На заседание приглашаются все работающие в школе молодые специалисты-педагоги.

Члены «школы молодого учителя» практически осваивают методику проведения разных типов уроков и воспитательных мероприятий, прогрессивные технологии обучения и воспитания, решают педагогические ситуации.

5. Проблемный семинар. Он проводится для более опытных педагогов иможет носить, например, следующее название: «Школа передового педагогического опыта», «Уроки педагогического мастерства», «Мастерство воспитания».

6. Организация профессионального самообразования педагогов. В начале каждого учебного года каждый педагог выбирает индивидуальную тему самообразования. Примеры индивидуальных тем самообразования, разрабаты-вавшихся учителями одной из школ: «Система игровых методов обучения на уроках русского языка», «Методика подготовки и проведения исторического диспута в старших классах», «Методика организации учебного исследования по химии», «Реализация межпредметных связей в процессе преподавания физики», «Роль классного руководителя в процессе профилактики и преодоления неуспеваемости у подростков», и т.д.

Возможные формы презентации (отчета) по теме самообразования: методические рекомендации для учителей, портфолио учителя, компьютерная презентация, учебно-методический комплекс по предмету, открытый урок и др.

7. Обмен опытом с другими учреждениями образования. Это не только выезды в известные в стране и регионе школы. Интересная форма обмена опытом – педагогический мост (проводится посредством сети Интернет).

8. Научно-методическая конференция учителей. Как правило, служит формой подведения итогов работы педагогического коллектива над единой общешкольной методической темой.

Вопрос 3. Организация инновационной деятельности в учреждении образования.

Термин «новация» (от лат. novus – новый) в переводе с латыни означает новшество, новизну. Термин «инновация» (от лат. inovatis) означает нововведение.

Педагогическая инновация–целенаправленное нововведение, изменение в сфере образования, ориентированное на улучшение и прогрессивное развитие педагогической системы любого уровня за счет внесения в нее новых стабильных элементов (новшеств).


Нововведение неверно отождествлять с внедрением. Нововведение – это не просто реализация кем-то и где-то созданного новшества, но и создание, разработка этого новшества до его реализации или непосредственно в процессе реализации.

Допустим, педсовет принял решение об использовании в образовательном процессе технологии модульного обучения. Данная технология описана во многих пособиях и статьях. Тем не менее, учителям придется изначально разрабатывать модульные программы различных предметов, составлять УМК модульного типа, тесты для «входного» и «выходного» контроля, адаптировать технологию к условиям работы с разными возрастными категориями школьников, и многое другое. Таким образом, инновация – это непременно творчество: мы не переносим механически имеющиеся разработки в образовательный процесс, а переосмысливаем их, адаптируем к реальным условиям конкретного учебного предмета, школы, класса.

С другой стороны, нововведение следует отличать от локального изобретательства, опытничества. Инновация основывается на определенной философской, научной концепции и приводит к существенным, интегральным изменениям в педагогической системе.

Например, учитель изменил положение классной доски (перевесил на боковую стену). Или в ходе комбинированного урока вначале объяснил новый материал, а потом проверил домашнее задание. Такие перемены не дадут существенных результатов: от перестановки слагаемых сумма не меняется. А вот применение в учебном процессе интерактивной доски или разработка и проведение системы нетрадиционных уроков (урок-лекция, урок-семинар, урок-конференция, круглый стол, урок-игра и др.) – это уже нововведение.

Само собой разумеется, что нет нужды без особой нужды отбрасывать одни организационные формы обучения и заменять их новыми, практически не проверенными, научно не обоснованными. Не все старое является консервативным и не все новое является прогрессивным.

Классификация педагогических нововведений:

1. По объекту нововведения:

а) педагогические нововведения, связанные с обновлением содержания образования (новые образовательные стандарты, новые учебные планы и программы, новые учебники, новые учебные предметы, разделы, темы).

Например, по инициативе В.А. Сухомлинского в учебные планы средней школы был введен новый предмет – «Этика и психология семейной жизни»;

б) педагогические нововведения, связанные с обновлением процессуальной части образования (новые технологии, методы, формы и средства обучения и воспитания). Например, переход младших классов к обучению по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова;

в) педагогические нововведения, связанные с обновлением процесса управления школой (например, создание системы компьютерного мониторинга качества образования, создание системы школьного маркетинга).

2. По уровню (масштабу) нововведения:

а) глобальные, или надгосударственные (например, введение системы кредитов в рамках общеевропейского пространства высшего образования);

б) национальные (государственные), охватывают систему образования государства в целом (введение в Республике Беларусь 10-балльной системы оценивания, централизованного тестирования, пятидневной учебной недели);

в) региональные (более характерны для систем образования государств-федераций, в частности, России, например, введение в учебные планы московских школ особого предмета «Москвоведение»);

г) локальные – на уровне одного отдельно взятого учреждения образования (например, переход некоторых вузов Беларуси к рейтинговому контролю результатов деятельности студентов, к дистанционному обучению).

3. По гéнезису (происхождению):

а) нововведения, которые возникли в рамках педагогической теории. Речь идет о внедрении в практику школы результатов психолого-педагогических исследований;

б) нововведения, которые возникли в недрах практической деятельности учителей. Например, образцы уникального новаторского опыта таких педагогов, как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Ф. Шаталов, И.П. Иванов, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова и многих других стали достоянием учительства России, Украины, Беларуси и других стран.

4. Классификация педагогических нововведений по И.И. Цыркуну:

а) личностные (обусловлены особенностями межличностного взаимодействия учителя и учащихся);

б) эмпирические (результат метода проб и ошибок);

в) модернистские (например, использование новых ТСО, преобразование помещений);

г) технологические (создаются на основе научных знаний);

д) концептуальные (связаны со сменой педагогической концепции, парадигмы).

Комплексная деятельность по созданию, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств называется инновационном процессом. Инновационный процесс предполагает развертывание новшества от идеи до практического использования. Стадии инновационного процесса: старт, быстрый рост, зрелость, насыщение, финиш.

Следует отличать инновационный процессот педагогического эксперимента. Эксперимент – это проверка на практике того, чего еще в этой практике не было. Педагогический эксперимент проводит ученый-исследо-ватель. Результаты педагогического эксперимента подвергаются тщательной экспертизе и обобщаются в научных публикациях (диссертация, монография).

Инновационный проект представляет собой организованный процесс внедрения в практику уже ранее прошедших экспериментальную проверку научных разработок в области педагогики и психологии. Фактически это процесс адаптированного использования уже состоявшейся практики.

В настоящее время сложилась целая наука – педагогическая инноватика, решающая проблемы формирования новшеств, механизмы их распространения, а также изучающая причины сопротивления нововведениям.

Инновация всегда предполагает перемены не только в деятельности, но и в отношениях, ценностных ориентациях субъектов образовательного процесса. Диапазон отношений к нововведениям колеблется от положительного отношения (потребность в нововведении, желание нововведения, принятие нововведения, приспособление к нововведению) до отрицательного (отказ от нововведения, открытое и скрытое сопротивление нововведению).

Старое никогда не уходит добровольно, без борьбы. Сопротивление нововведению обычно порождается стереотипами мышления: «Это у нас уже есть, только по-другому называется…», «Это у нас не получится…», «Наш коллектив к этому не готов…», «Это не решает всех наших проблем…», «Это требует доработки…», «Есть и другие интересные предложения…» и т.д.

Варианты скрытого сопротивления нововведениям: фрагментарное («кусочное») внедрение; вечный эксперимент; формальное внедрение («для галочки»); параллельное внедрение.

Инициаторами педагогических нововведений, как правило, выступают: директор школы, педагогический совет, вышестоящие органы, МО, учителя, самоуправление, общественно-политические организации, ученики, родители (ранжирование проведено македонским ученым К. Ангеловски).

Условия успешного педагогического нововведения:

а) материальная и моральная поддержка педагогов-инноваторов;

б) расширение их прав, делегирование полномочий;

в) солидное методологическое обоснование нововведения (новые формы организации обучения, как бы они хороши ни были, не получат распространения, если учителя не убеждены в их полноценности);

г) организация методической учебы педагогов, реализующих инновационный проект;

д) организация интенсивного делового и межличностного взаимодействия участников инновационного проекта (интерактивные семинары, деловые и организационно-деятельностные игры, мозговые штурмы, дискуссии и т.п.);

е) создание творческих групп;

ж) разработка детальной программы инновационного проекта;

з) научное консультирование инновационного проекта, сотрудничество школы с вузами, ИПК, НИИ;

и) обеспечение инновационного процесса необходимыми материально-техническими ресурсами;

к) понимание и поддержка со стороны вышестоящих органов.

Критерии эффективности инновационной деятельности в учреждении образования:положительная динамика обученности и воспитанности учащихся, их личностного развития, здоровьесбережение, уровень профессионального развития педагогов и морально-психологический климат в коллективе.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Чем определяется выбор единой общешкольной методической темы на очередной учебный год?

2. Ознакомьтесь с содержанием инструктивно-методического письма Министерства образования «К началу учебного года» по какому-либо предмету или по воспитательной работе (такие письма ежегодно в июле – августе публикуются в «Настаўніцкай газеце»).

3. Можно ли употреблять термины «новация» и «инновация» как синонимы? Чем педагог-новатор отличается от педагога-инноватора?

4. Проанализируйте тематику инновационных образовательных проектов, осуществляемых в нашей стране в настоящее время (их перечень публикуется в издании «Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь» к началу каждого учебного года в приложении к приказу «О совершенствовании и регулировании экспериментальной и инновационной деятельности»). Выделите основные направления инновационных процессов в отечественном образовании.

5. Используя знания по дисциплине «История образования и педагогической мысли», приведите примеры ретронововведений в образовании, когда забытое старое вновь становится актуальным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: