Вопрос 2. Этапы развития воспитательной системы. Критерии и показатели оценки функционирования воспитательных систем

Любая воспитательная система в своем развитии проходит четыре основных этапа, для каждого из которых характерны специфические задачи, виды деятельности, организационные формы, системообразующие связи.

Первый этапмоделирование системы. Содержание данного этапа составляет формулирование целей, выработка главных ориентиров в организации педагогического процесса, определение коллективных ценностей. Одновременно идет болезненная переоценка прошлого опыта, пересмотр педагогических позиций. Все это выражается в создании собственной, уникальной концепции воспитания, которая становится основанием всей воспитательной работы, обеспечивая ее единство, преемственность и направленность на результат. Эта концепция, по сути, представляет собой развернутый проект желаемого образа школы, образа ее воспитанника и педагога.

Второй этапстановление системы. Содержание данного этапа связано с отработкой содержания и форм организации деятельности коллектива. Это выбор видов деятельности, приоритетных направлений воспитания, которые соответствуют концептуальным целям системы и культурно-историческим условиям школы. В результате проектируемая система воспитания обеспечивается набором соответствующих методик, организационных форм взаимодействия педагогов и учащихся.

На данном этапе воспитательная система характеризуется недостаточной прочностью внутренних связей. В управлении ею пока преобладают организационные аспекты. Система пока еще не набрала силу, ее компоненты пока работают разрозненно, еще не достигнуто единство педагогических действий. Взаимодействие с окружающей средой у системы чаще всего носит стихийный характер; осознанного, целенаправленного освоения окружающей среды еще нет.

Период становления не должен затягиваться. Темпы системообразования на этом этапе должны быть достаточно высокими, чтобы быстрее оправдать ожидания участников в совершенствовании качества школьной жизни.

Третий этапсовершенствование системы. Система окончательно оформляется: жизнь школы упорядочивается, работа идет в заданном режиме. Усиливаются интеграционные процессы, они охватывают учебную работу, внеучебную деятельность по интересам, производительный труд. Рамки урока становятся тесными: начинаются поиски более емких, более гибких форм коллективного познания. Бурно развивается школьный ученический коллектив, формируется самоуправление, развивается межвозрастное общение, усиливается общественно-педагогическая деятельность школьников. Развивается инициатива, самостоятельность, создаются предпосылки для коллективного творчества. Расширяются возможности самоутверждения личности в коллективе, выбора адекватных притязаниям каждого ролей. Коллективизм на данном этапе выражается в желании детей больше времени проводить вместе.

Система рождает, накапливает и передает по наследству свои традиции. Традиция связана с сохранением системы, с закреплением ее структуры; она дает момент устойчивости. В возникновении традиций проявляется тенденция воспитательной системы к упорядоченности, стандартизации ее состояний. Посредством традиций возникает характерная черта воспитательных систем — социальное наследование. На практике главные традиции воспитательной системы, как правило, имеют открытое, вариативное содержание и никогда полностью не превращается в ритуал. Неизбежно и отмирание некоторых традиций; это может быть связано с изменением внешней ситуации, уходом из школы педагога или группы выпускников. Кроме традиций, есть обычаи («так принято»), коллективные нормы («так установлено»).

Расширяются связи с ближайшим социальным окружением: устанавливаются контакты с коллективами соседних школ, детских садов, других образовательных учреждений, промышленных предприятий в районе школы, возникает не формальное «шефство», а сотрудничество школы с местным заводом, колхозом и т.д. У школы появляются друзья и побратимы. Активно используется природная, предметно-эстетическая среда.

Резко возрастает интенсивность процессов самоуправления, в него включается все большее количество детей.

Четвертый этапэтап обновления (перестройки) системы. Такое обновление происходит за счет инноваций (т.е. освоения новых воспитательных и дидактических технологий, новых видов деятельности, появления новых связей и т.д.). Механизмы обновления заложены в самой системе. Постоянное поступление объективной информации о состоянии и функционировании системы, нацеленность педагогов и учащихся на постоянный творческий поиск делают обновление системы процессом планомерным и управляемым.

Значение данного этапа в жизни воспитательного коллектива подчеркивал А.С. Макаренко. Вспомним: в коллективе колонии имени Горького, достигшего за несколько лет весьма высокого уровня развития, как-то участилось нарушение дисциплины, появились случаи пьянства, воспитанник Чобот покончил жизнь самоубийством из-за несчастной любви. А.С. Макаренко лихорадочно искал причину и выход из этого неожиданной для него драматической ситуации:

«На обратном пути я задумался над путями нашей колонии. В полный рост встал перед моими глазами какой-то грозный кризис, и угрожали полететь куда-то в пропасть несомненные для меня ценности, ценности живые, живущие, созданные, как чудо, пятилетней работой коллектива, исключительные достоинства которого я даже из скромности скрывать от себя не хотел.

В таком коллективе неясность личных путей не могла определять кризиса. Ведь личные пути всегда неясны. И что такое ясный личный путь? Это отрешение от коллектива, это концентрированное мещанство: такая ранняя, такая скучная забота о будущем куске хлеба, об этой самой хваленой квалификации. И какой квалификации? Столяра, сапожника, мельника. Нет, я крепко верю, что для мальчика в шестнадцать лет нашей советской жизни самой дорогой квалификацией является квалификация борца и человека.

Я представил себе силу коллектива колонистов и вдруг понял, в чем дело: ну конечно, как я мог так долго думать! Все дело в остановке. Не может быть допущена остановка в жизни коллектива.

Я обрадовался по-детски: какая прелесть! Какая чудесная, захватывающая диалектика! Свободный рабочий коллектив не способен стоять на месте. Всемирный закон всеобщего развития только теперь начинает показывать свои настоящие силы. Формы бытия свободного человеческого коллективадвижение вперед, форма смертиостановка.

Да, мы почти два года стоим на месте: те же поля, те же цветники, та же столярная и тот же ежегодный круг.

Я поспешил в колонию, чтобы взглянуть в глаза колонистам и проверить мое великое открытие» 1.

Сидоркин А.М. выделяет в развитии воспитательной системы несколько

иные этапы, или периоды: 1) период становления; 2) период стабильного развития; 3) кризисный период; 4) обновление системы или ее умирание.

По мнению А.М. Сидоркина, каждая воспитательная система чтобы не умереть, должна иметь и сохранять «зоны неупорядоченности». Это значит, должны сохраняться и создаваться ситуации, не подчиняющиеся нормам системы, оставляющие школьникам и педагогам широкое право выбора. Этому способствуют: занятия по выбору, разнообразные творческие лаборатории.

_____________

1 Макаренко А.С. Педагогическая поэма // Пед. соч. В 8 т. Т. 3. М., 1984. С. 267.

Российский психолог и социальный педагог А.В. Мудрик считает, что для развития личности в воспитательной системе должны быть предусмотрены как моменты общения, так и моменты обособления (воспитанник должен иногда оставаться наедине с собой).

Основные ошибки в управлении воспитательной системой связаны с преобладанием нормативного подхода педагогов к организации воспитательного процесса.

Критерии и показатели уровня сформированности воспитательной системы учреждения образования. Их можно условно разделить на две группы: «критерии факта» и «критерии качества». Критерии факта позволяют ответить на вопрос, есть ли в школе воспитательная система, или ее нет. Критерии качества дают представление об уровне развития системы, о ее эффективности.

I. Критерии факта:

1. Наличие миссии школы.

2. Упорядоченность жизни и деятельности школы:

а) соответствие содержания и методики воспитания возможностям и условиям данной школы;

б) скоординированность всех школьных мероприятий, их педагогическая целесообразность, необходимость и достаточность;

в) согласованность планов и действий всех коллективов, организаций и объединений, работающих в школе;

г) связь учебной и внеучебной деятельности школьников и учителей;

д) четкий ритм и разумная организация школьной жизни.

3. Наличие сложившегося школьного коллектива, сплоченность школы «по вертикали», устойчивые межвозрастные связи и общение.

4. Сынтегрированность педагогических воздействий в комплексы, концентрация педагогических усилий в крупные «дозы воспитания», которыми могут быть некие масштабные организационные формы. Чаще всего это специфические для данной школы КТД. Отсюда – дискретность педагогического процесса, чередование периодов относительного покоя, повседневной черновой работы с периодами повышенного коллективного напряжения, яркими, праздничными событиями, фокусирующими главные черты системы.

II. Критерии качества:

1. Степень приближенности системы к поставленным целям, степень реализации педагогической концепции, миссии школы.

2. Общий психологический климат школы, господствующий стиль отношений в ней, самочувствие ребенка и педагога, его социальная защищенность и внутренний комфорт. Эмоциональная насыщенность жизни коллектива, мажор, юмор, игра. Еще Л.Н. Толстой высоко ценил «дух школы», считая его одним из важнейших, определяющих ее признаков.

3. Уровень обученности и воспитанности выпускников школы (в частности, сформированность таких интегративных качеств личности, как гуманность, патриотизм, трудолюбие, самостоятельность).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: