Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Организация непосредственного общения с классом (предварительное общение)




Предварительное общение

Важная роль принадлежит второму этапу – организации непосредственного общения с классом в начальный период контакта с ним, который условно можно назвать периодом «коммуникативной атаки». На этом этапе завоевывается инициатива в общении и коммуникативное преимущество, дающее возможность в дальнейшем управлять общением с классом.

По существу, второй этап является переходным от дистанционного общения к ситуации непосредственного воздействия. На этом этапе главным моментом является завоевание инициативы в общении. Инициатива здесь выступает как способ управления общением и соответственно целостным учебно-воспитательным процессом.

В.А. Кан–Калик разработал ряд способов завоевания инициативы в общении, это следующие:

- оперативный переход от организационных процедур (приветствие, усаживание и т.п.) к деловому и личностному общению;

- оперативное достижение социально-психологического единства с классом, формирование чувства «мы»;

- введение личностных аспектов во взаимодействие с детьми;

- преодоление стереотипных и ситуативных, негативных установок на отдельных учащихся;

- организация целостного контакта со всем классом;

- постановка задач и вопросов, которые в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив;

- сокращение запрещающих и расширение позитивно–ориентирующих педагогических требований;

- обеспечение внешнего коммуникативного вида учителя: опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние и т.п.;

- реализация речевых и невербальных средств взаимодействия, активное включение мимики, микромимики, контакта глазами и т.п.;

- постановка ярких, притягательных целей деятельности и показ путей к их достижению;

- понимание ситуативной внутренней настроенности учащихся, учет ее, передача учащимся этого понимания;

- достижение общего и ситуативного взаимопонимания, формирующего у учащихся потребность во взаимодействии с учителем.

Таким образом, второй этап предполагает решение следующих задач:

1. Завоевание инициативы в общении.

2. Установление полного коммуникативного контакта с учащимися.

3. Формирование оптимального психоэмоционального состояния, т.е. творческого самочувствия учителя.

3. Управление общением в педагогическом процессе (непосредственное общение).

Непосредственное общение

Третий этап является основным этапом общения. В нем осуществляется длительное, систематическое управление общением в развивающемся педагогическом процессе. здесь педагог решает значительный ряд спонтанно возникающих коммуникативных задач, регулирует процесс общения, стимулирует участие в нем школьников, ищет соответствие методики воздействия и системы общения.




Истинное общение предполагает психологическое единство и полное слияние с учащимися, т.е. полный контакт с ними. Этого возможно достичь только тогда, когда учитель пребывает в творческом состоянии.

Если условно разделить урок на отдельные части (организационный момент, опрос, изложение нового материала, закрепление и т.п.), то каждая часть урока требует особой системы общения, которая социально – психологически обеспечивает ее.

Иначе говоря, в процессе изложения должна быть четкая партитура рассказа: паузы, дающие возможность глубоко осмыслить материал, вопросы и т.д. используя различные приемы, педагог весьма эффективно может управлять процессом усвоения.

4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы общения в предстоящей деятельности (пролонгирующее общение).

Пролонгирующее общение.

Данный вид общения характеризуется, как и на первом этапе, отсутствием непосредственного контакта учителя с детьми.

Известно, что по окончании урока практически каждый учитель на психологическом уровне продолжает пребывать в ситуации проведенного урока. Он продолжает думать, размышлять о различных ситуациях общения на уроке и эмоционально переживать их. В данном случае мы видим пролонгирующее действие урока на учителя.

В контексте системы профессионально–педагогического общения пролонгирующее общение целесообразно представить в виде двух этапов, которые предполагают:

1. Анализ используемой учителем системы общения, ее осмысление и выявление непродуктивных микроситуаций общения.



2. Воспроизведение урока (мероприятия) на ментально – эмоциональном уровне с изменением непродуктивных способов и приемов общения на более продуктивные.

На первом этапе важно попытаться проанализировать собственную логику общения на уроке, логику решения коммуникативных задач, выверить взаимосвязь педагогической, методической и коммуникативной структур урока, проанализировать собственную педагогическую деятельность в русле общения, выявить индивидуальное своеобразие в реализации основных творческих этапов общения. Это поможет успешно формировать индивидуальный стиль общения. Основной задачей является выявление неудачных, малопродуктивных микроситуаций общения и поиск более целесообразных и продуктивных способов и приемов. Второй этап является логическим продолжением первого. На этом этапе целесообразно условно провести повторный урок – воспроизвести ход урока на ментально–эмоциональном уровне и изменить неудачные и малопродуктивные ситуации в своем воображении, используя в них новые, более целесообразные и осмысленные способы и приемы общения.

Исследования показывают, что плохие ученики в 4 раза реже обращаются к педагогу, остро чувствуют несправедливость и болезненно переживают. Реализуя свою позицию, учитель оказывает сильное влияние на ученика, как бы определяя дальнейшую программу его развития.

Известно, что педагоги, проявляющие формализм в отношении к учащимся, авторитарность, подчеркивают собственное превосходство и навязывают свои способы поведения. У педагогов с центрацией на другом проявляется неосознанное подлаживание к учащимся, доходящее до самоуничтожения. У педагогов с центрацией «Я – другой» выявлено устойчивое стремление строить общение на равных началах и развивать его в диалогической форме. Такое взаимодействие способствует гуманизации отношений «учитель – ученик» и всего обучения в целом.

Процесс общения учителя с учениками может складываться в двух крайних вариантах:

1) взаимопонимание, слаженность в выполнении учебной деятельности;

2) разлад, отчужденность, неспособность понять и предугадать поведение друг друга, появление конфликтов.

Достижение положительного результата общения с учениками и коллегами связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге, зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, изменения стилей и позиций общения, умения преодолевать конфликты. Важную роль играет компетентность преподавателя в области психологии общения и взаимодействия.

Педагогическое общение характеризуется тройной направленностью: на учебное взаимодействие, на обучающихся (их состояние, перспективу развития) и предмет усвоения.

2.Стили, функции и модели педагогического общения.

План

1. Стили, функции педагогического общения.

2. Модели педагогического общения.





Дата добавления: 2015-02-24; просмотров: 1974; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10106 - | 7847 - или читать все...

Читайте также:

  1. I. Методы механического разобщения бактерий
  2. I. Организация обучающихся на работу
  3. I. ФИГУРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОТПРАВИТЕЛЕМ И ПОЛУЧАТЕЛЕМ СООБЩЕНИЯ
  4. III. Организация деятельности службы
  5. III. Организация проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации в системе МЧС России
  6. III. Организация самостоятельной работы студентов
  7. III. Права, организация деятельности и руководство Управления
  8. V. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЙОНА
  9. А) организация деятельности студента по видам учебных занятий
  10. Административно-правовая организация управления в области занятости населения, труда и социальных вопросов
  11. Административно-правовая организация управления в области прогнозирования социального развития
  12. Административно-правовая организация управления в области финансовой деятельности и кредитования


 

3.234.208.66 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.032 сек.