Организация непосредственного общения с классом (предварительное общение)

Предварительное общение

Важная роль принадлежит второму этапу – организации непосредственного общения с классом в начальный период контакта с ним, который условно можно назвать периодом «коммуникативной атаки». На этом этапе завоевывается инициатива в общении и коммуникативное преимущество, дающее возможность в дальнейшем управлять общением с классом.

По существу, второй этап является переходным от дистанционного общения к ситуации непосредственного воздействия. На этом этапе главным моментом является завоевание инициативы в общении. Инициатива здесь выступает как способ управления общением и соответственно целостным учебно-воспитательным процессом.

В.А. Кан–Калик разработал ряд способов завоевания инициативы в общении, это следующие:

- оперативный переход от организационных процедур (приветствие, усаживание и т.п.) к деловому и личностному общению;

- оперативное достижение социально-психологического единства с классом, формирование чувства «мы»;

- введение личностных аспектов во взаимодействие с детьми;

- преодоление стереотипных и ситуативных, негативных установок на отдельных учащихся;

- организация целостного контакта со всем классом;

- постановка задач и вопросов, которые в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив;

- сокращение запрещающих и расширение позитивно–ориентирующих педагогических требований;

- обеспечение внешнего коммуникативного вида учителя: опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние и т.п.;

- реализация речевых и невербальных средств взаимодействия, активное включение мимики, микромимики, контакта глазами и т.п.;

- постановка ярких, притягательных целей деятельности и показ путей к их достижению;

- понимание ситуативной внутренней настроенности учащихся, учет ее, передача учащимся этого понимания;

- достижение общего и ситуативного взаимопонимания, формирующего у учащихся потребность во взаимодействии с учителем.

Таким образом, второй этап предполагает решение следующих задач:

1. Завоевание инициативы в общении.

2. Установление полного коммуникативного контакта с учащимися.

3. Формирование оптимального психоэмоционального состояния, т.е. творческого самочувствия учителя.

3. Управление общением в педагогическом процессе (непосредственное общение).

Непосредственное общение

Третий этап является основным этапом общения. В нем осуществляется длительное, систематическое управление общением в развивающемся педагогическом процессе. здесь педагог решает значительный ряд спонтанно возникающих коммуникативных задач, регулирует процесс общения, стимулирует участие в нем школьников, ищет соответствие методики воздействия и системы общения.

Истинное общение предполагает психологическое единство и полное слияние с учащимися, т.е. полный контакт с ними. Этого возможно достичь только тогда, когда учитель пребывает в творческом состоянии.

Если условно разделить урок на отдельные части (организационный момент, опрос, изложение нового материала, закрепление и т.п.), то каждая часть урока требует особой системы общения, которая социально – психологически обеспечивает ее.

Иначе говоря, в процессе изложения должна быть четкая партитура рассказа: паузы, дающие возможность глубоко осмыслить материал, вопросы и т.д. используя различные приемы, педагог весьма эффективно может управлять процессом усвоения.

4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы общения в предстоящей деятельности (пролонгирующее общение).

Пролонгирующее общение.

Данный вид общения характеризуется, как и на первом этапе, отсутствием непосредственного контакта учителя с детьми.

Известно, что по окончании урока практически каждый учитель на психологическом уровне продолжает пребывать в ситуации проведенного урока. Он продолжает думать, размышлять о различных ситуациях общения на уроке и эмоционально переживать их. В данном случае мы видим пролонгирующее действие урока на учителя.

В контексте системы профессионально–педагогического общения пролонгирующее общение целесообразно представить в виде двух этапов, которые предполагают:

1. Анализ используемой учителем системы общения, ее осмысление и выявление непродуктивных микроситуаций общения.

2. Воспроизведение урока (мероприятия) на ментально – эмоциональном уровне с изменением непродуктивных способов и приемов общения на более продуктивные.

На первом этапе важно попытаться проанализировать собственную логику общения на уроке, логику решения коммуникативных задач, выверить взаимосвязь педагогической, методической и коммуникативной структур урока, проанализировать собственную педагогическую деятельность в русле общения, выявить индивидуальное своеобразие в реализации основных творческих этапов общения. Это поможет успешно формировать индивидуальный стиль общения. Основной задачей является выявление неудачных, малопродуктивных микроситуаций общения и поиск более целесообразных и продуктивных способов и приемов. Второй этап является логическим продолжением первого. На этом этапе целесообразно условно провести повторный урок – воспроизвести ход урока на ментально–эмоциональном уровне и изменить неудачные и малопродуктивные ситуации в своем воображении, используя в них новые, более целесообразные и осмысленные способы и приемы общения.

Исследования показывают, что плохие ученики в 4 раза реже обращаются к педагогу, остро чувствуют несправедливость и болезненно переживают. Реализуя свою позицию, учитель оказывает сильное влияние на ученика, как бы определяя дальнейшую программу его развития.

Известно, что педагоги, проявляющие формализм в отношении к учащимся, авторитарность, подчеркивают собственное превосходство и навязывают свои способы поведения. У педагогов с центрацией на другом проявляется неосознанное подлаживание к учащимся, доходящее до самоуничтожения. У педагогов с центрацией «Я – другой» выявлено устойчивое стремление строить общение на равных началах и развивать его в диалогической форме. Такое взаимодействие способствует гуманизации отношений «учитель – ученик» и всего обучения в целом.

Процесс общения учителя с учениками может складываться в двух крайних вариантах:

1) взаимопонимание, слаженность в выполнении учебной деятельности;

2) разлад, отчужденность, неспособность понять и предугадать поведение друг друга, появление конфликтов.

Достижение положительного результата общения с учениками и коллегами связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге, зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, изменения стилей и позиций общения, умения преодолевать конфликты. Важную роль играет компетентность преподавателя в области психологии общения и взаимодействия.

Педагогическое общение характеризуется тройной направленностью: на учебное взаимодействие, на обучающихся (их состояние, перспективу развития) и предмет усвоения.

2.Стили, функции и модели педагогического общения.

План

1. Стили, функции педагогического общения.

2. Модели педагогического общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: