Философия Августина Блаженного

Аврелий Августин (Блаженный) (354 – 430) – христианский теолог, епископ г. Гиппона (Северная Африка, Римская империя), заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства. Был одним из основателей ранней схоластики. Произведениями Августина являются: «О прекрасном и пригодном», «Против академиков», «О порядке», «О граде Божьем». Можно выделить следующие основные положения философии Августина Блаженного:

ü ход истории, жизнь общества – это борьба двух противоположных царств – Земного (грешного) и Божественного;

ü Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре;

ü Божественное царство представлено священнослужителями;

ü Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством;

ü Церковь – единственная сила, способная объединить мир;

ü бедность, зависимость от других, подчинение не угодны Богу, но с ними надо смириться и терпеть, надеяться на лучшее;

ü высшее благо – счастье человека, которое понималось как углубление в себя и понимание истины;

ü после смерти праведники в награду получают загробную жизнь.

Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге:

ü Бог существует;

ü все является творениями Бога;

ü Бог продолжает творить мир в настоящее время и будет творить в будущем;

ü знания реальны и самодостаточны, однако высшее, истинное знание достигается только при познании Бога.

Значение философии Августина Блаженного в том, что им:

ü уделено большое внимание проблеме истории (редкость для того времени);

ü Церковь объявлена тоже властью наряду с государственной;

ü выдвинута идея социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью);

ü воспевался человек, его красота, сила, совершенство, богоподобность (что также было редкостью для того времени и устраивало всех);

ü одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.

Философия Фомы Аквинского (томизм)

Фома Аквинский (1225 – 1274) – доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма – одного из господствующих направлений католической Церкви. Основные произведения Фомы Аквинского: «Сумма теологии», «Сумма философии» («Против язычников»), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля.

Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:

ü движение: всё движимо кем-то (чем-то) другим => есть первичный двигатель всего – Бог;

ü причина: всё имеет причину => есть первопричина всего – Бог;

ü случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого => первоначальной необходимостью является Бог;

ü степени качеств: всё имеет различные степени качеств, должно существовать высшее совершенство – Бог;

ü цель: всё в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл – значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет всё к цели, придаёт всему смысл, - Бог.

Также Фома Аквинский исследует проблемы бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он:

ü разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию);

ü подразумевает в качестве сущности (эссенции) «чистую идею» вещи либо явления, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел);

ü подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;

ü доказывает, что окружающий мир бренен и непостоянен;

ü Бог вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов.

Исходя из данных посылок, согласно Фоме:

ü всё состоит из материи и формы (идеи);

ü форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;

ü идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.

Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам:

ü откровение и разум (вера и знание) – различные понятия;

ü вера и разум одновременно участвуют в процессе познания и дают истинное знание;

ü разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.

ü не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, могут быть познаны через Божественное откровение;

ü философия и теология – разные науки: философия может объяснить только то, что познаваемо разумом, всё остальное (божественное откровение) может познать только теология.

Историческое значение философии Фомы Аквинского:

ü дал пять доказательств существования Бога;

ü систематизировал схоластику;

ü закрепил разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего;

ü доказал правильность, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей;

ü выдвинул идею об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;

ü вычленил сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение;

ü разделил философию и теологию, причём философия поставлена в подчинённое положение по отношению к теологии;

ü логически доказал ряд положений теологии и схоластики.

В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма. В настоящее время получил распространение неотомизм – философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: