Параграф третий: философия Нового времени и эпохи Просвещения

§ 1. Философско-религиозная мысль средневековья.

Средние века в истории человечества - целая эпоха, охватывающая огромный период времени, включающий более десяти столетий: от распада Римской империи до зарождения, развития и разложения феодализма в Западной Европе (средневековье в исторической науке периодизируется концом V и серединой XVII веков). В соответствии с этим историко-научным подходом рассматривается и история философской мысли средневековья. В период до распада Римской империи (V век) истоки средневековой философии усматриваются в раннехристианском этапе развития человечества (II-IV веков) и заключаются в патристике - философско-теологическом учении христианских мыслителей (отцов церкви), имевших целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии.

Раннее средневековье (V-X века) характеризуется становлением христианской догматики в условиях формирования европейских государств в результате падения Римской империи.

Зрелое средневековье (начиная с XI века) связано со становлением, утверждением и отмиранием феодализма, который в качестве своей идеологической основы использовал развитое в раннем средневековье христианство, уточняя и углубляя детали этого мировоззрения в соответствии с собственными требованиями.

В отличии от античной философии, стиль мышления средних веков теоцентричен, то есть в основе мироздания - Бог, а не Космос.

Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догмами христианства:

догматом о личностной форме единого Бога-творца, в корне отвергавшего атомистические доктрины античности (разработка этого догмата связана в первую очередь с именем Августина);

догматом о творении Богом Мира (Универсума).

В условиях такого жесткого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена «служанкой богословия» (формула Петра Домиани), которая должна была использовать силу своего мировоззрения для поддержания и подтверждения догматов христианства. Эта философия получила название «схоластики» от лат. «scholastica» - школьный, ученый.

Считалось, что истина уже дана в библейских текстах, и, чтобы актуализировать ее, представить всю полноту ее логических построений, необходимо применить систему правильно построенных силлогизмов (силлогизм - это дедуктивное умозаключение, в котором из двух категорических суждений, связанных общим термином, получается третье суждение. Пример: Бог создал Землю. Человек живет на Земле. Следовательно он творение божие).

В этом отношении схоластика, естественно, опирались на античное наследие, особенно на формальную логику Аристотеля. Вследствие того, что сами библейские тексты и символы веры отличались мистическими или иносказательными характерами, для их однозначного толкования требовалась тонкая логика. С V века схоластическая философия преподавалась в школах, с XII века - в университетах Западной Европы. Главный вопрос, который решался этой философией, был вопрос о соотношении знания и веры. Что ставилось во главу угла можно догадаться - это слепая вера. Средневековое мракобесие перекрывалось верой, Богом, церковью, а философия должна была этому служить, то есть утверждать. В противном случае - смерть, казнь, сожжение.

Первым «отцом» церкви, отделившим знание, философию от веры и церкви считается Тертуллиан.

Человеческий разум для него - ничто. Религия основана не на разуме. Божественные истины противоречат человеческим. Тертуллиан сторонник концепции «чистой веры», не нуждающейся в рациональных доказательствах - «верую ибо нелепо».

У Тертуллиана разум строго отграничен от религиозного сознания. Разум обладает естественной познавательной способностью. Он связан с природой и человеком. Вера же выходит за эти пределы. Вера, откровение имеет целью познание божества. Разум ориентируется на земные дела, отвлекает верующих от божественных истин. Тертуллиан осуждает философское знание, поскольку оно подтачивает веру, несет сомнение, ослабляет могущество церкви.

Христианство, согласно науки, не совместимо с философией. Светский разум и духовный находятся в противоречии.

Бог, согласно Тертуллиану, никогда не открывает себя полностью, а лишь в меру человеческой способности постижения - как человеческий Бог, открывший себя в сыне. Тертуллиан сформулировал принцип триединства христианского Бога, ввел понятие «лиц» (ипостасей греч. hipostasis – сущность, основание) триединого Бога: отца, сына и духа святого. Учителя Тертуллиана - стоики (Зенон).

Тертуллиан Квинт Септимий Флорес ок.160 – после 220 - христианский апологет, автор многочисленных сочинений по вопросам философии, теологии, церковной организации, практической этики, праву. Родился в Карфагене. Защищал мировоззренческие, догматические, институциональные и конфессиональные принципы христианства; критиковал гностиков, осуждал античных философов как растлителей и распространителей ересей. В начале выступал в Риме как судебный оратор; приняв христианство, ок. 195 г. вернулся в Карфаген. Позднее сблизился с монтанистами, вступив в конфликт с церковью; по-видимому, в конце жизни основал особую секту «тертуллианистов». Мышление Тертуллиана достаточно парадоксально. Если современные ему христианские мыслители стремились привести библейские учения и греческую философию в единую систему, то он всячески подчеркивает пропасть между верой и разумом («Что общего у Академии и церкви?). В полемике против абстрактного теоретического разума Тертуллиан подчеркивает права «естественного» практического рассудка, выступая как единомышленник киников и особенно римского стоицизма. Он развертывает программу возвращение к природе не только в жизни, но и в познании, призывая сквозь все слои книжности дойти до изначальных недр человеческой души. Эмпиризм Тертуллиана приводит его к материалистическим тенденциям; все сущее есть «тело», следовательно, и Бог должен быть понят как «тело, которое, впрочем, есть дух».

Следующий представитель средневековой теологии - Августин Аврелий признанный в православии Блаженным.

Мир, согласно Августину, создается и познается благодаря Богу. Телесная красота, нежные мелодии, запахи цветов - все это временное, преходящее. Бога нет в чувственных вещах.

«Люди удивляются высоте гор, блеску звезд, но не удивляются себе», - отмечал Августин в «Исповеди». Он ищет Бога внутри человека, его занимал вопрос о свободе воли. По разъяснению Августина, воля человека свободна лишь в пределах божьего предположения. Виновник зла, греха не Бог, а дьявол - один из падших ангелов. Бог есть бытие, истина, благо. Познание Бога достигается верой. Под верой Августин разумеет мысль, сопровождаемую согласием с ней. Мера истины - в нашем самосознании.

Августин Аврелий (Блаженный) 354-430 годы - христианский теолог и философ, представитель западной патристики. Прошел через увлечение манихейством и скептицизмом, в 387 г. принял крещение. С 395 г. епископ Гиппона в Северной Африке. Родился в Северной Африке в Тагасте. В православии был признан блаженным, а в католичестве - святым и «учителем» церкви. Сыграл видную роль в разработке и утверждении католической догматики, в частности учения о божественном предопределении, благодати и загробном воздаянии; жестоко боролся с ересями, особенно с манихейством, донатизмом и пелагианством. Идеи Августина до сих пор пользуются влиянием в среде христианских теологов. Онтология Августина и его учение о Боге как абсолютном бытии следуют неоплатонизму, но Августин пытался заново продумать старые идеи, исходя не из объекта, а из субъекта, из самодостоверности человеческого мышления. Бытие Бога, по Августину, можно непосредственно вывести из самосознания человека, а бытие вещей - нет. Основные сочинения «О граде Божьем» и «Исповедь».

Систематизатором ортодоксальной схоластики считается монах-доминиканец Фома Аквинский (Аквинат), ставивший своей основной целью разработку христианского вероучения в формах здравого смысла.

Бытие у него - Бог, сотворивший Мир. Разум может вступать в противоречие с религией, верой. Однако в божественном откровении не могут быть ошибки, следовательно, ошибается разум, а не Бог. Поэтому Аквинат полагал, что лучше все религиозные догматы понимать с помощью разума, а не слепой веры.

Опираясь на позднего Аристотеля Фома Аквинский канонизировал христианское понимание идеального и материального как соотношение изначального принципа формы с колеблющимся и неустановившимся принципом материи («слабейшим видом бытия»).

Христианство, а значит и схоластика, как идеалистические системы не могли не быть озабоченными истолкованием своего отношения к материи, так как божество - Иисус Христос был, по библии, явлен в образе человека, то есть объединил в себе и божественную (идеальную) и человеческую (материальную) природу. Сам факт этого объединения не давал возможности полностью игнорировать материю как ложное бытие, как «ничто» (чего требовал догмат о творении из ничего), поэтому квалификация материи Ф. Аквинским была воспринята церковью как выход из создавшегося логического тупика. Материя, таким образом, получила в схоластике частичное «оправдание», не потеряв при этом своего зависимого положения.

Все вышеотмеченное говорит о том, что место философии в средние века было предопределено - быть на вторых ролях, обслуживать религию.

Фома Аквинский, Аквинат 1225(26)-1274 годы - средневековый философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма; монах-доминиканец (с 1244). Родился в Южной Италии в замке Роккасекка близ Акуино. Ученик Альберта Великого. Предпринял попытку философски обосновать христианское вероучение, для чего систематизировал и прокомментировал в духе христианства основные идеи аристотелевской философии. Значительное влияние на учение Ф. Аквинского оказал неоплатонизм. Проделанный Ф. Аквинским синтез аристотелизма и христианство означал выхолащивание материалистических элементов из философии Аристотеля и искусственное выделение идеалистических ее положений. Ядро философии Аквинского - принцип гармонии веры и разума. В энциклике папы Льва XIII «Aeterni patris» (1879) философская система Ф. Аквинского была названа «единственно истинной философией католицизма». Основные труды: «Сумма теологий», «Сумма философии, об истинности католической веры против язычников». В 1323 г. был причислен католической церковью к лику святых. В 1567 г. признан пятым «учителем церкви».

Наиболее остро коллизия между духом и материей проявилась в средневековье в знаменитом споре между реалистами (лат. realis – вещественный, действительный) и номеналистами (лат. nomen – имя, наименование). Спор шел о природе универсалий (лат. universalis – общий), то есть о природе общих понятий.

Реалисты (Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо, Фома Аквинский…), основываясь на положении Аристотеля о том, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, сформулировали концепцию о трех видах существования универсалий, естественно теологическую, христианскую. Бог - вот первооснова, общее, хотя и есть некое подобие материи - частного.

Номеналисты (Росцелин, Пьер Абеляр…) считали, что универсалии существуют лишь в человеческой голове, в мышлении, то есть они отрицали не только наличие общего в конкретной единичной вещи, но и его существование «до вещи», а это равносильно материалистическому тезису о примате материи. Универсалии, говорил Росцелин, суть только имена вещей и существование их сводится лишь к колебаниям голоса. Существует только индивидуальное, и только оно может быть предметом познания (например, Космос - универсальное, Земля - планета, индивидуальное; мебель - общее, стол, стул - индивидуальное).

Как и следовало ожидать, церковь приняла реализм Фомы Аквинского, а номинализм Росцелина был осужден.

В целом, средневековая философия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии.

Ансельм Кентерберийский 1033-1109 годы – теолог, представитель схоластики. Родился в Италии в Аосте, умер в Англии в Кентербери. С 1093 г. архиепископ Кентерберийский. Принимал веру как предпосылку рационального знания: «Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь». Крайний теологический рационализм Ансельма проявился в его трактате «Почему Бог очеловечился?», где он пытался чисто логически доказать необходимость воплощения Бога в человеке. Росцелин Иоанн ок.1050 – ок.1120 годы - французский теолог и философ-номиналист. Толковал троицу как совокупность 3-х отдельных Богов, отрицая, таким образом, существование единой божественной субстанции, объединяющей, согласно христианскому догмату, Бога-сына, Бога-отца и Бога-духа святого. Церковь объявила это учение еретическим. Росцелин отрекся от него.

§ 2. Философия эпохи Возрождения.

Ренессанс - явление итальянской и мировой культуры, охватывающее период с XIV по XVI века.

Это время гениальных творцов, выхода человека за границы традиционного общества, стихийного утверждения личной свободы, время резких контрастов и противоречий. Эпоха Возрождения, Ренессанс получила свое название благодаря итальянскому творцу Джорджо Вазари, который в своей фундаментальной книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» в 1550 году впервые употребил этот термин. Там же им была предложена периодизация искусства Возрождения, которую можно применить и к философии этой эпохи. Первый период - XIV век - детство искусства, период освобождения от средневековых традиций; второй период - XV век - юношеский, когда реализм изображения достигается изучением анатомии и перспективы, а художественное совершенство - строгим соблюдением мер, но изучение действительности и построение художественного образа еще не связаны внутренним единством; третий период - «золотой век», время зрелости, время Леонардо до Винчи, Рафаэля, Микеланджело.

Вазари Джорджо 1511-1574 годы - итальянский живописец, архитектор и историк искусства, признаваемый основателем искусствознания. Среди его живописных работ – фрески в Ватикане и Флоренции. Им построено здание одного из крупнейших художественных музеев мира – Уффици.

Уход в прошлое феодальных отношений сопровождался рождением буржуазных: способа производства, общественных отношений, новой цивилизации. Рост промышленности определил на столетия бурный рост науки, ренессанс принес новые веяния в ней. Новое естествознание выросло из практических потребностей: ученый Герике построил воздушный насос и доказал существование атмосферного давления; Николай Коперник открыл, что Земля - не центр мироздания, а маленькая планета солнечной системы; Галлилео Галилей обнаружил пятна на Солнце, сделав телескоп; барометр помог людям предсказывать погоду. Микроскоп сыграл большую роль в развитии биологии. Компас помог Колумбу доказать шарообразное строение Земли.

Создавался новый взгляд на мир. Техника и производство в XV-XVI столетиях прошли ряд этапов в своем развитии:

1) со времен крестовых походов возникли совершенно новые взгляды на роль науки и ее место в промышленности. Возникли новые отрасли промышленности, модернизировались старые. Появилось ткачество, мельничное дело, крашение, производство часов, были созданы приборы для наблюдения за явлениями природы. Накопилось громадное количество новых фактов, которые необходимо было анализировать;

2) промышленные, торговые, политические связи в Европе и во всем мире крепли. Это содействовало внедрению новых научных изобретений в практику;

3) открытие новых земель, путешествия расширили к XVI веку в шесть раз известную территорию Земли. Был получен новый материал для антропологии, зоологии, ботаники, метеорологии, астрономии, физики, химии;

4) был изобретен печатный станок, приведший к революционным изменениям в информационном пространстве мира.

Наука была тесно связана с философией, так как все это требовало освобождения разума от схоластики и осмысления естественнонаучной картины мира.

Выразителями естественнонаучного взгляда на мир были крупнейшие мыслители эпохи Возрождения.

Николай Кузанский, настоящее имя Николай Кребс или Крипфс, Кузанским зовется по месту рождения – Куза на Мозеле (1401-1464 г.г.) - немецкий философ, математик, механик, астроном, кардинал. Автор учения «о совпадении противоположностей». Минимум и максимум при определенных условиях совпадают. Единое не имеет противоположности. Для наглядности он обращался к математике: при бесконечном увеличении радиуса круг превращается в прямую, то же с прямоугольником - если одна из линий бесконечна, то и все остальные также. Для познания природы методологическое значение у него имеют математические понятия.

Николай Коперник (1473-1543 г.г.) - польский астроном, создатель гелиоцентрической картины мира. Его система совершила переворот в естествознании. Он отказался от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет, в том числе Земли вокруг Солнца.

Телезио Бернардино (1509-1588 г.г.) - итальянский натурфилософ, деист. Главное его сочинение - «О природе вещей согласно их собственным началам». Телезио основал в Неаполе академию для опытного изучения природы, в которой объяснял природу из не самой, а на место первотолчка (Бога) ставил естественные природные силы. Он считал материю неуничтожимой, а движущим началом - присущее природе тепло, борющееся с холодом. «Жизненный дух» - причина жизни и сознания животных и человека. Отстаивая идею единства живого, Б. Телезио при объяснении социальной природы человека признавал сотворенную Богом «высшую» душу.

Джордано Филиппо Бруно (1548-1600 г.г.) - итальянский мыслитель, выступивший с учением о единстве и материальности Вселенной. Подвергал критике религиозную картину мира и множественные христианские догматы. Отдавая дань пантеизму, отрицал наличие Бога, творца и управителя Мира. Развивал гелиоцентрическую систему Н. Коперника, выдвинул положение о множественности обитаемых миров. Полностью отвергал представления о существовании загробной жизни. В религии Бруно видел силу, порождающую войны, раздоры и пороки в обществе. За свои выступления подвергся преследованиям инквизиции, был обвинен в ереси, схвачен и сожжен на костре.

Философия эпохи Возрождения противостоит средневековой, противопоставлявшей материю - форме, природу - Богу, тленный мир - нетленному. В этот период можно выделить три группы проблем, которые находились в центре философского осмысления:

первая - учение о природе, о ее структуре, о закономерностях развития, о космосе (натурфилософия);

вторая - учение о человеке, о его природе, о присущих ему качествах, о его месте в системе универсума, о культуре и нравственности.

третья - учение об идеальном устройстве государства и общества.

Что касается первой группы проблем и ее ярких представителях, то мы уже отмечали их смысл и заслуги мыслителей этого направления.

Вторая группа проблем.

Ее можно определить как гуманистическую. Человек рассматривается мыслителями эпохи Ренессанса как высшая ценность, а его благо, его счастье и развитие представлялись как высшая цель и задача государства. Ценность человека определялась тем, что он создан по образу и подобию Божию, а значит, обладает такими же универсальными свойствами, как Бог-творец. Эта мысль основательно доказана в трактате «900 тезисов» (введение к ним - «Речь о достоинствах человека») Пико делла Мирандола. Наличие у человека свободы выбора делает его космически не закрепленным, утверждая его творческую способность самоопределения.

Пико делла Мирандола Джовани 1463-1494 годы - итальянский мыслитель, представитель раннего гуманизма. Стремился к всеобщему «примирению философов» (все религии и философские школы - частные проявления единой истины), был осужден папской курией. С 1488 г. во Флоренции, вошел в кружок Лоренцо Медичи и флорентийских неоплатоников (Фичино); испытал воздействие Савонаролы.

Гуманизм (лат. humanus – человечность) - центральное для Ренессанса культурное и философское явление. Гуманизм - это свободомыслие и светский индивидуализм. Гуманизм зарождается на кафедрах университетов: его представляют дипломаты, педагоги, художники, поэты, публицисты, риторы. Такие кружки организуются как сообщества единомышленников, озабоченных возрождением античной науки и культуры. А создали они по сути новую культуру. У ее истоков стояли Данте Алигьери и Франческа Петрарка. В «Комедии», названной потомками «Божественной», Данте ищет переход от божественного начала к стихиям «нижнего мира». Учение о человеке нашло свое выражение в его философских трактатах, где человек вторгается в ранее запредельное для него, во внеземное.

Смертная и бессмертная природа человека обусловливает его двоякое предназначение:

1) проявление собственной добродетели в земной жизни;

2) созерцание «божественного лика», достижимое лишь после смерти и при содействии божественной воли.

Петрарка не отвергает земной славы ради небесной. Забота о земной славе - долг человека, она не достижима без постоянного творческого труда.

Гуманизм утверждает радость земного существования, воспевает красоту человеческого тела, культ наслаждения и пользы. Такой гуманизм способствовал появлению титанов эпохи Возрождения.

Данте Алигьери 1265-1321 годы - итальянский поэт и политический деятель, создатель итальянского литературного языка. Погружаясь в аллегорическое морализаторство и средневековую схоластику и вырываясь за ее пределы, шел к вершине своего творчества – своеобразной энциклопедии средневековья, поэме в 3-х частях и 100 песнях – «Комедии» (1307-1921 г.г., издана в 1472 г.). В традиционном жанре видения повествует о путешествии автора по 9 кругам Ада, Чистилищу и Раю, утверждает мощь человеческого разума, соравного божественному в постижении добра и зла, признает право человека на свободу волеизъявления и предвосхищает многие идеи, темы и образы мировой культуры нового времени. Активно участвовал в политической борьбе, был вынужден бежать из родной Флоренции, дважды приговаривался к смерти (приговор 1315 г. отменен папой только в 1966 г.). Ему принадлежат трактаты «Пир» (незаконченный) – первый образец философской прозы на народном итальянском языке; «О монархии» - во всемирной монархии Данте видит залог всечеловеческого единства и благоденствия; «О народной речи» - в ней он выступает с идеей родства романских языков. Петрарка Франческа 1304-1374 годы - основоположник итальянской национальной поэзии, родоначальник гуманизма эпохи Возрождения. Выступал против средневековых авторитетов, схоластики, в том числе аверроизма, считал, что философия должна носить практический характер. Петрарка положил начало гуманистической культуре, в основе которой лежала возрожденная античность. Не отказываясь от веры в Бога, Петрарка отвергал христианскую аскетическую мораль, идею презрения к миру и ничтожества человека. В диалоге «Моя Тайна» оправдывал радости земной жизни, стремление человека к земной славе. Поворот от теоцентризма к антропоцентризму, начатый Петраркой, способствовал формированию новой светской антропологии и этики.

Эразм Роттердамский. Как философ он был близок к форме созерцания мира в его многообразии: всему он дивился, ничего не отрицал, размышлял о том, что всякая вещь создана ради человека. Его книга «Похвала глупости» - философская сатира, пародийно-ироничную стилистику которой определяет двусторонность противоположных суждений («всеобщий парадокс бытия»), посвященная Томасу Мору, сделала его врагом церковников и богословов. Книга только при жизни его переиздавалась 40 раз, правда, с церковью он не порвал.

Эразм Роттердамский, Дезидерий (настоящее имя и фамилия Герхард Герхардс) 1469-1536 годы - гуманист эпохи Возрождения (глава «северных гуманистов»), филолог, писатель, богослов. Родился в Нидерландах в Роттердаме. Писал на латинском языке и переводил на него: греческий оригинал Нового завета с комментариями; нравственные поучения, диалоги «Домашние беседы»; «Разговоры запросто»; трактаты «О свободе воли», против М. Лютера. Сыграл большую роль в подготовке Реформации, но не принял ее. Выступал против религиозного фанатизма и богословского догматизма.

Большое внимание деятели Ренессанса уделяли художественному творчеству человека, месту и роли искусства в жизни людей. Они не только практически создавали шедевры искусства, обладающие непреходящей ценностью, но и философски осмысливали эту сферу творческой деятельности - Леонардо до Винчи (1452-1519 г.г.) - живописец, скульптор, архитектор, ученый, изобретатель, инженер: «Тайная вечеря» в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане, портрет Моны Лизы («Джоконда»); Микеланджело Буонаррроти (1475-1564 г.г.) - живописец, скульптор, архитектор, поэт: роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане, статуя «Моисей», «Оплакивание Христа», картон «Битва при Кашине», руководил строительством собора Святого Петра, созданием ансамбля площади Капитолий в Риме.

Третья группа проблем.

Так как для формирования совершенного человека необходимо и идеальное устройство государства, государственной власти, общественной жизни людей, поэтому в работах представителей эпохи Возрождения значительное место занимали вопросы управления, власти, государства.

Николло Макиавели, Макьявелли (1469-1527 г.г.) - итальянский политический мыслитель. Объектом исследования Макиавелли была политика, личность правителя, функционирование государственного механизма. Основную причину бедствий Италии видел в ее политической раздробленности, преодолеть которую способна лишь сильная государственная власть. Ради упрочения государства, во благо государства признавал допустимым использование самых разнообразных средств. Основное произведение - «Государь», посвящено правлению Чезаре Борджа (правитель Италии 1499-1507 г.г., жесткий сторонник централизованного государства). Эта книга была учебником для короля Фридриха Прусского, хотя он и посвятил ей книгу «Анти-Макьявелли»; пользовался ей и Иосиф Сталин. Макиавелли считал сильную государственную власть необходимой.

Томас Мор (1478-1535 г.г.) - английский мыслитель, политик, лорд-канцлер хранитель печати короля. По статусу - Канцлер Англии (1529-1532 г.г.). Основоположник утопического социализма, друг Эразма Роттердамского. Жил в эпоху бурного развития капитализма, когда в погоне за прибылью, сырьем феодалы-помещики сгоняли с земель крестьян, отводя земли под пастбища овец. Пауперы - бродяги составляли в Англии более 2 миллионов - «овцы пожрали людей». Т. Мор пишет «Золотую книгу, столь же полезную сколь и забавную, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии»: где есть частная собственность, там вряд ли возможно правильное и успешное решение государственных дел, поэтому она должна быть уничтожена. А в Утопии - идеальном общественном строе - все граждане трудятся, обобществлены производство и быт. Будучи католиком, Т. Мор отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви, после чего был обвинен в государственной измене и казнен. Канонизирован католической церковью в 1935 году.

Томмазо Кампанелла (1568-1639 г.г.) - итальянский мыслитель, философ, поэт, политический деятель – участник борьбы за национальное освобождение Италии от господства испанцев; создатель коммунистической утопии; монах-доминиканец. В «Философии, доказанной ощущениями», защищал натурфилософию Б. Телезио; неоднократно обвинялся в ереси. В 1598-99 годах возглавил в Колабрии заговор против испанских захватчиков, был схвачен, около 27 лет провел в тюрьмах, был посажен на кол. В заключении создал десятки сочинений по философии, политике, астрономии, медицине. Известна его книга «Город солнца», написанная в форме рассказа мореплавателя об идеальной общине (в рамках всемирной теократии), руководимой учено-жреческой кастой и характеризующейся отсутствием частной собственности, семьи, с государственным воспитанием детей, общеобязательным трудом при 4-часовом рабочем дне. Город Солнца - это один из первых идеалов социально ориентированного государства.

§ 3. Философия Нового времени и эпохи Просвещения.

Период Нового времени и эпохи Просвещения охватывает XVI век и практически весь XVII-й.

Его название отражает естественнонаучные процессы, происходившие в это время в Германии и Англии, Франции и Голландии. Этот период характеризуется бурным развитием естественных наук: математики, физики, механики, химии, биологии, медицины, физиологии, что определялось потребностями становления капиталистического общества в это время. Можно говорить о научной революции ее начало было положено открытиями Н. Коперника, И. Кеплера, Тихо де Браге, Г. Галилея, а завершение выпало И. Ньютону. Именно применение механического метода вызвало поразительный прогресс в познании физического мира, в воззрениях Ньютона механическая причинность получила глубокое математическое обоснование. Однако, зная движение, механика не знает развития. Поэтому и метод мышления философов и был тогда преимущественно метафизическим. Происходило и развитие зародившегося в древности и прошедшего через средние века пантеизма (греч. pan – все и theos – бог) - отождествление Мира и Бога: все есть Бог, единосущее, вне Бога нет ничего, но и Бога нет вне Мира.

Основные проблемыфилософии этого времени в основном сводились к учению о бытии и учению о познании:

субстанция (первооснова) универсума и ее свойства;

соотношение материальной (атомы) и духовной (монады) единиц бытия;

методы познания, уровни познания;

причины заблуждений.

Френсис Бэкон - один из первых выдающихся мыслителей Нового времени. Субстанцию, то есть первооснову мира Ф. Бэкон понимал как материю, обладающую различными свойствами: движение, пространство, время. Он сторонник новой науки, отличной от схоластики. Методы науки должны отвечать ее подлинным целям - обеспечению благополучия и достоинства человека. Он сторонник поиска истины через знания. «Знание - сила» - вот путеводная нить в прояснении задач и целей самой философии. Ф. Бэкон является родоначальником индуктивного метода в познании, то есть логике движения от частного к общему, в отличие от дедукции, применяемой в средние века.

Он считается основателем учения о решающей роли опыта, эксперимента в познании (эмпиризма). Истинному познанию бытия мешают присущие человечеству предвзятые идей, ложные представления, обусловленные четырьмя причинами:

*несовершенством органов чувств человека;

**привычкой к поклонению авторитетам;

***неправильным употреблением слов;

****традиционными учениями.

Ф. Бэкон выделял три типа ученых: один занимается умозрительными построениями («паук»), другой - собирает в кучу без систематизации различные знания («муравей»), третий - систематизирует результаты наблюдений и опыта («пчела»).

Итак, в познании мира, познании природы Ф. Бэкон приоритет отдает опыту, эксперименту. Беспристрастный ум, освобожденный от всякого рода предрассудков, открытый и внимающий опыту - таково исходное положение бэконовской философии.

Для овладения истиной вещей необходимо прибегнуть к правильному методу работы с опытом, гарантирующим успех. Как родоначальник эмпиризма Ф. Бэкон недооценивает значение разума. Сила разума как раз и проявляется в способности такой организации наблюдения и эксперимента, которая позволяет услышать голос самой природы и истолковать сказанное ею правильным образом - «паук», «муравей», «пчела».

Бэкон Френсис 1561-1626 годы - английский философ, родоначальник английского материализма и эмпиризма, экспериментирующей науки нового времени. Родился в Лондоне в семье Лорда-канцлера хранителя печати короля. Обучался в Кембриджском университете, юрист. Избирался в Палату общин Англии. При короле Якове I был Лордом-канцлером (1618-1621 г.г.), обвинен в коррупции и предан суду. От политической деятельности перешел к научной. Автор трактата «Новый органон» (1620 г. - часть незаконченного трактата «Великое восстановление наук») (у Аристотеля - «Органон»), в котором развил новое понимание задач науки - увеличение власти человека над природой и основы научной индукции, базой которой должен быть эксперимент. В утопической повести «Новая Атлантида» изложил проект государственной организации науки.

Рене Декарт - следующий великий представитель Нового времени. В отличие от эмпирии Ф. Бэкона заложил рационалистическую традицию познания мира. Он поставил на первое место разум, доведя роль опыта до простой практической проверки данных интеллекта.

Рационализм (лат. ratio - разум) - философское воззрение, признающее мышление источником познания и критерием его истинности.

Декарт стремился разработать универсальный метод для всех наук, исходя из теории рационализма, предполагавшего наличие в человеческом уме врожденных идей, которые во многом определяют результаты познания (например, «две величины, равные третьей, равны между собой»).

В истории философии Р. Декарт остался как философ-дуалист: в основании бытия он выделял две самостоятельный субстанции - материальную и духовную. Они существуют самостоятельно, параллельно, независимо друг от друга. «Дуализм» от лат. dua - два.

Мышление Р. Декарта механистично.

Мир, Вселенная - это огромный механизм. Имеют свою историю и изменчивы. Первоначальный импульс к существованию и развитию мира дал Бог, но в последствии его развитие определяется самостоятельной творческой силой материи.

Декарт одним из первых, хотя и на механистической основе, разработал идеи эволюции и провел их через все области учения о природе - от образования светил и планет до возникновения растений, животных и человека.

Образование звезд и планет и их систем осуществлялось, по Декарту, благодаря вихревому движению материи: мировая материя беспредельна, однородна, не имеет пустот и делима до бесконечности.

В этом Декарт одним из первых философов вплотную подошел к идее о материальном единстве Универсума. Материя находится в непрерывном количественном и качественном движении, определяемом универсальными законами механики.

В теории научного познания метод Р. Декарта представляется аналитическим или рационалистическим. Он индуктивен: движение мысли от простого к сложному. Через достоверность мысли и бытия мыслящего существа он идет к достоверности бытия вещей. «Я мыслю, следовательно, я существую».

Декарт Рене (латинизированное звучание Картезий, Cartesius) 1596-1650 годы - французский философ, математик, естествоиспытатель. Родился в знатной семье, окончил иезуитскую коллегию Ла Флеш. Служил в армии, участвовал в 30-летней войне (первая общеевропейская война между двумя коалициями за господство в Европе 1618-1648 г.г.). В 1629 г. оставил службу и уехал в Нидерланды, где 20 лет занимался наукой. Преследуемый нидерландскими богословами, переехал в Швецию, где принял приглашение королевы о помощи в организации Академии наук, однако не перенес сурового климата Швеции и режима дня – умер. Философия Р. Декарта связана с его математикой, космогонией и физикой. В космогонии он развил новую для науки идею естественного развития солнечной системы. В математике - один из создателей аналитической геометрии. В механике он указал на относительность движения и покоя, сформулировал общий закон действия и противодействия. Основные сочинения: «Геометрия», «Рассуждения о методе…», «Начала философии».

Материалистическую сторону учения Р. Декарта развил нидерландский философ Бенедикт Спиноза, создатель геометрического метода в философии, то есть перенесения аксиом геометрии на философскую почву. За религиозное свободомыслие был подвергнут руководителями еврейской церковной общины Амстердама «великому отлучению» (херем, 1656 г.).

Б. Спиноза отвергал представление о мышлении как об основной субстанции, которая будто бы существует сама по себе и проявляется сама через себя.

Бог, идеальное и материальное слились у Спинозы в единую бесконечную субстанцию (натуралистический пантеизм).

Спиноза утверждал, что существует единая находящаяся вне сознания субстанция, которая является причиной самой себя и не нуждается ни в каких других причинах.

Бог Спинозы неотделим от природы и полностью лишен качеств личности. В своем определении природы как единой основы, или субстанции, вечное бытие которой вытекает из ее сущности, Спиноза полностью снимал вопрос о возникновении природы и тем самым о Боге как ее творце, оспаривая центральный догмат христианства о «творении из ничего». Данью времени было лишь то, что природу Спиноза называл Богом, а Бога - Природой.

Кроме огромного достоинства философии Спинозы, заключавшегося в обосновании тезиса о субстанциальном единстве мира, в его воззрениях содержались такие элементы диалектического понимания мира: единство конечного и бесконечного, единого и многого, необходимости и свободы.

Именно Б. Спинозе принадлежит классическая формулировка: «Свобода есть осознанная необходимость».

Спиноза Бенедикт (Барух) 1632-1677 годы - нидерландский философ-натуралист-пантеист. Родился в семье купца, принадлежащего к еврейской общине. После смерти отца продолжил его дело одновременно занимаясь наукой вне общины, а в среде лиц оппозиционно настроенных по отношению к господствовавшей в Нидерландах кальвинистской церкви. После отлучения от общины Спиноза жил в деревне, зарабатывал на жизнь шлифовкой линз, затем – в Рейнсбурге, предместье Гааги, где и создал свои философские произведения. Учение Спинозы сложилось в объективной исторической обстановке в Нидерландах после освобождения ее от испанской феодальной монархии и бурного развития капитализма в стране. По своей идейно-политической позиции он был сторонником республиканского правления, а в своей борьбе с олигархическим руководством еврейской общины стал противником иудаизма. Основные сочинения: «Богословско-политический трактат» (1670), «Этика» (1677). Спиноза противопоставил дуализму материалистический монизм (монизм, греч. monos – единственный, философское воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции – материи либо духа. Деизм, лат. deus – Бог, философское воззрение, согласно которому Бог является источником начальной энергии – первотолчка, - но в последствии уже не вмешивается в течение земных событий – выразитель английский философ Томас Гоббс 1588-1679 г.г.).

Эпоха Просвещения принесла много великих имен.

Дж. Локк - фигура на мировом философском небосклоне достаточно известная. В противоположность рационализму Р. Декарта Дж. Локк обосновал философские взгляды сенсуализма. Суть в том, что признавая появление знаний из опыта, он был сторонником получения их посредством чувственности, через ощущения. «Голова новорожденного - чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры - знания». Так Локк обосновывал сенсуализм. Нет ничего в уме, что раньше не было бы в ощущении, - вот основной тезис Дж. Локка.

Локк Джон1632-1704 годы - английский философ, политический мыслитель, создатель идейно-политической доктрины либерализма. Преподавал в Оксфорде, был секретарем и переводчиком медицинских трудов Т. Сиденгама. В 1668 г. избран в Лондонское королевское общество, с 1667 домашний врач, затем секретарь лорда Эшли (графа Шефтсбери), вместе с которым в 1683-89 г.г. был в эмиграции в Голландии, где сблизился с кругом Вильгельма Оранского и после провозглашения его королем Англии возвратился в 1689 г. на родину. В «Опыте о человеческом разуме» разработал эмпирическую теорию познания. Отвергая существование врожденных идей, утверждал: все человеческое знание проистекает из опыта. Развил учение о первичных и вторичных качествах и теорию образования общих идей (абстракций). Социально-политическая концепция Локка опирается на естественное право и теорию общественного договора. В педагогике исходил из решающего влияния среды на воспитание. Основоположник ассоциативной психологии.

Крупный вклад в развитие философии этого периода внес немецкий ученый Г. Лейбниц.

Лейбниц развивал идеи объективного идеализма, заложенные в платоновском наследии. Его заслуга состоит в том, что он высказал ряд глубоких мыслей диалектического характера.

Мир, считал Лейбниц, состоит из мельчайших элементов, или монад - духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном движении, изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию. Число монад бесконечно.

Бог, по Лейбницу, возвышается над телесным миром, являясь его «виновником и господином». Единство и согласованность монад есть результат Богом «преустановленной гармонии».

Лейбниц Готфрид Вильгельм 1646-1716 годы - немецкий философ-идеалист, математик, физик и изобретатель, юрист, историк, языковед. Родился в семье профессора Лейпцигского университета. Учился в Лейпцигском и Йенском университетах, где изучал юриспруденцию и философию. В 1672-1676 г.г. в Париже, с 1676 г. на службе у ганноверских герцогов сначала в качестве придворного библиотекаря, затем герцогского историографа и тайного советника юстиции. Основатель и президент с 1700 г. Бранденбургского научного общества (позднее Берлинская АН). Избирался членом Парижской академии и Лондонского королевского общества. По просьбе Петра I разрабатывал проекты развития образования и государственного управления в России. Лейбниц явился завершителем философии XVII века, предшественником немецкой классической философии. Его философская система сложилась с 1685 г. как итог 20-летней эволюции, в процессе которой он критически переработал основные идеи Демокрита, Платона, Августина, Декарта, Гоббса, Спинозы и других философов. Основные сочинения: «Рассуждения о метафизике», «Новая система природы», «Новые опыты о человеческом разуме», «Теодицея», «Монадология».

В Англии в XVII-XVIII веках получил развитие идеалистический сенсуализм, наиболее видными представителями которого явились Джордж Беркли (1658-1753 г.г.) и Дэвид Юм (1711-1776 г.г.).

Во Франции вторая половина XVIII века явилась эпохой резкого обострения конфликта между феодальным и буржуазным мировоззрением. Этот конфликт нашел свое выражение в буржуазной революции. Важнейшую роль в идеологической подготовке этой революции сыграли французские философы-просветители - Вольтер (настоящее имя Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778 г.г.), Жан-Жак Руссо (1712-1778 г.г.), Дени Дидро (1713-1784 г.г.), Жюльен Офре Ламерти (1709-1751 г.г.), Клод Адриан Гельвеций (1715-1771 г.г.), Поль Анри Гольбах (1723-1789 г.г.).

Они решительно боролись как с религией, так и с социально-политическими порядками, существовавшими во Франции.

Преодолевая непоследовательность Дж. Локка и идеализм Д. Беркли, материалистически мыслящие французские философы защищали материализм в его механистической форме, хотя в воззрениях некоторых из них и содержались элементы диалектики. Например, во взглядах Дидро на развитие организмов. Согласно этому учению, природа, материя есть причина всего сущего и существует сама по себе, будет существовать и действовать вечно; она своя собственная причина. Все материальные тела состоят из атомов. По отношению к человеку материя есть все то, что воздействует каким-либо образом на органы чувств.

Юм Дэвид 1711-1776 годы - английский философ, историк, психолог, экономист и публицист. В «Трактате о человеческой природе» (т. 1-з) в русле идущего от Дж. Локка направления английского эмпиризма развил учение о чувственном опыте как единственном источнике знания. Отвергая теорию врожденных идей, Юм сводил к «впечатлениям» все содержание сознания, в том числе понятия субстанции и причинности, в которой он видел лишь привычное ожидание временной последовательности событий. Основой этики считал изначальное чувство «симпатии». С 1752 г. в Эдинбурге работал над «Историей Великобритании». В 1763-1766 г.г. на дипломатической службе в Париже, где сблизился с французскими просветителями. С 1769 г. снова в Эдинбурге. Был близок деизму («Диалоги о естественной религии»). Учение Д. Юма - один из источников философии И. Канта, позитивизма и неопозитивизма XIX-XX веков. Руссо Жан-Жак 1712-1778 годы - французский писатель и философ. Представитель сентиментализма. В сочинении «Рассуждение о начале и основаниях неравенства…», «Об общественном договоре» выступал против социального неравенства, сословного эгоизма, основ существующей власти и права. Эстетические и педагогические взгляды Руссо выражены в романе-трактате «Эмиль, или О воспитании». Роман в письмах «Юлия, или Новая Элоиза» и особенно «Исповедь», ставящие в центр повествования»частную, душевную жизнь, способствовали становлению психологизма в европейской литературе. «Пигмалион» - ранний образец мелодрамы. Философские идеи Руссо (руссоизм) - культ природы, «естественного состояния» человека (всеобщего равенства и свободы; по Руссо, государство должно быть результатом договора свободных людей), идеализация «прекрасной души», критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму - оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран.

Вопросы для самоконтроля

Сущность философско-религиозной мысли средневековья.

Содержание взглядов Августина Блаженного.

Ортодоксальная схоластика Фомы Аквинского.

Сущность спора между реалистами и номеналистами.

Естественнонаучные предпосылки возникновения философии эпохи Возрождения.

Три группы проблем философии ренессанса.

Основные представители философской мысли эпохи Возрождения.

Основная проблематика философии Нового времени.

Френсис Бэкон и Рене Декарт.

Философия эпохи Просвещения.

Сущность сенсуализма.

Представители французского просвещения.

Литература

Всемирная энциклопедия: Философия/А.А. Грицанов. М., Мн., 2001.

Гайденко П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000.

Бергсонизм. Спиноза. М., 2000.

Д. Реале, Д.Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1997.

История философии в кратком изложении. М., 1991

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 4-е, перераб. и доп. – М., 2002.

Рассел Б. История западноевропейской философии. Новосибирск, 2000.

Современный словарь-справочник по искусству/Научн. ред. и сост. А.А. Мелик-Пашаев. – М., 2000.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 2001.

Философия: Курс лекций:Учебное пособие/В.Л. Калашников. М., 1997.

Хрестоматия по философии. Учебное пособие. М., 2001.

Штекль А. История средневековой философии. СПб., 1996.

ГЛАВА IV

Часть 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: