Тема. Философия европейского средневековья

СОКРАТ

IGDA/A. Dagli Orti

I. Интеллектуальная разминка.

1. Первая философская школа в Древней Греции.

2.Проблемы, над которыми, по преимуществу, размышляли древнегреческие философы.

3. Период расцвета древнегреческой философии, ее зрелости, рождения уникальных философских идей и концепций.

4. Кому из древних мыслителей Греции принадлежит суждение: «Все сущее - число»?

5. Одно из основных понятий древнегреческой философии, означавшее закон, порядок.

6. Важнейшее состояние, в котором, по убеждению Гераклита, пребывает мир?

7. Почему для обозначения этого состояния античный мыслитель использовал образы огня, реки?

8. В противовес Гераклиту элейская школа полагала важнейшим состоянием, в котором пребывает мир, _______.

9. Первое философское понятие, введенное в оборот Парменидом и обозначавшее сущее, было ________.

10. Древнегреческий философ, своим учением определивший «линию материализма» в философии.

11. Он утверждал, что все в мире состоит из мельчайших частиц - ________.

12. Учение о всеобщей обусловленности явлений называется ___________.

13. Мировоззренческая позиция, рассматривающая всякое событие и каждый поступок как нечто неотвратимое, изначально предопределенное, исключающее случай.

14. Мыслитель Древней Греции, полагавший, что философия должна сделать предметом своих размышлений не Космос и его законы, а человека и его мышление.

15. Искусство спора, умение вести дискуссию, плодотворно развивать обсуждаемую проблему.

16. Родоначальником объективного идеализма признан древнегреческий философ _________.

17. Знаменитое изречение: «Человек есть мерило бытия …» принадлежит __________.

18. Древнегреческий философ, предпринявший попытку выделить философию как особую область теоретического знания и вознесший ее на царский трон.

19. Проект построения идеального государства впервые в своих работах представил _________.

20. Создатель первой системы логики, философ, которого Гегель называл «учителем человечества».

21. Представитель элейской школы, указавший на трудности описания движения. Известен своими апориями.

22. Назовите философскую школу, к которой относятся Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет.

23. Человека как «общественное животное» определил __________.

24. Школу последователей Платона – неоплатонизм – возглавил _________.

25. Кто из античных философов связал добродетель со знанием, положив тем самым начало концепции этического интеллектуализма?

II. Задачи, упражнения, комментарии.

1. «Ныне не стрелами яркого дня и не солнца лучами

Надо рассеивать ужасы и помрачения духа,

Но изученьем и толкованьем законов природы…» (Лукреций Кар)

· Какую мировоззренческую установку своего времени выразил поэт?

· Кто ее автор?

· Как эта установка меняется в философии Сократа?

· Чем от нее отличаются платоновские размышления?

2. «Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре» (Сократ)

· В чем глубинный смысл приведенного высказывания?

· Как оно связано с судьбой философа?

· Как вы оцениваете поступок Сократа – его смерть?

3. Эпикур писал: «Когда мы говорим, что наслаждение есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не наслаждение распутства или чувственности, как полагают те, кто не знает, не разделяет или плохо понимает наше учение, - нет, мы разумеем свободу от страданий тела и от смятения души. Ибо не бесконечные попойки и праздники делают нашу жизнь сладкою, а только трезвое рассуждение, исследующее причины всякого нашего предпочтения и изгоняющее сомнения, поселяющее тревогу в душе».

· Определите этическую позицию философа.

· Как он понимает наслаждение?

· В чем Эпикур видит назначение философии?

4. Давид Анахт (475 – первая пол. VI в.), подводя некоторый итог, писал: «Имеется шесть определений философии. Первое – философия есть наука о сущем как таковом. Второе – философия есть наука о божественных и человеческих делах. Третье – философия есть забота о смерти. Четвертое – философия есть уподобление Богу в меру человеческих возможностей. Пятое – философия есть искусство искусств и наука наук. Шестое – философия есть любовь к мудрости …». И далее: «… философия не является чем-то бесполезным …Философия существует для того, чтобы облагородить и украсить человеческую душу и перевести ее из материальной и окутанной туманом жизни к божественной и нематериальной».

· Поразмышляйте над словами автора и выскажите свое суждение о философии и ее предназначении.

5. Прокомментируйте высказывание Цицерона: «Философия начинается с Фалеса. Он был первым».

III. Заполните таблицы

1. Античная философия: ее периодизация, представителиЭтап развития Основной представитель Направленность размышлений

2. Классический период античной философииПредставитель Произведение Главные темы, основные понятия

3. Философия античности как обоснование особого образа жизниФилософская школа Наиболее яркие представители Характерные идеи, принципы и нормы поведения Идеал личности

1. Кинизм

2. Этический рационализм

3. Эпикуреизм

4. Стоицизм

IV. Тематика творческих заданий.

1. «Мера превыше всего» (Демокрит).

2. «Тело свое не делай гробом твоей души» (Пифагор).

3. «Умереть с голоду событие маленькое, а утратить мораль - большое» (Конфуций).

4. «Не гоняйся за счастьем, оно всегда находится в тебе самом» (Пифагор).

5. «Мудрость гораздо лучше силы» (Ксенофан).

V. Тесты

1. Определение философии как науки «об умопостигаемом», о «первопричинах», «о сущем» принадлежит …

А) Демокриту;

Б) Аристотелю;

В) Эпикуру;

Г) Анаксагору.

2. Соотнесите:

Философ Основное понятие его философии

А) Аристотель; 1) Космос;

Б) Демокрит; 2) Бытие;

В) Парменид; 3) Форма;

Г) Гераклит; 4) Идея;

Д) Платон. 5) Атом.

3. Парменид выдвинул идею:

А) О неизменности бытия;

Б) О всеобщем его изменении и противоречивости;

В) О том, что основа всего сущего – атом;

Г) О том, что истинное бытие – это идеи, эйдосы.

4. Первую философскую концепцию общества и государства

выдвинул …

А) Аристотель;

Б) Платон;

В) Демокрит;

Г) Эпикур.

5. Автором собрания философских работ, получивших название «Метафизика», был …

А) Сократ;

Б) Платон;

В) Аристотель;

Г) Марк Аврелий.

6. Этический принцип, согласно которому основным мотивом и смыслом человеческой жизни является наслаждение, называется …

А) Эгоизмом;

Б) Гедонизмом;

В) Аскетизмом;

Г) Альтруизмом.

7. «Отцом» диалектики считают …

А) Фалеса;

Б) Сократа;

В) Гераклита;

Г) Демокрита.

8. Перевел философию из монолога в диалог …

А) Эпикур;

Б) Сократ;

В) Эмпедокл;

Г) Плотин.

9. Работы «Политик», «Законы», «Государство» принадлежат …

А) Аристотелю;

Б) Платону;

В) Зенону;

Г) Пифагору.

10. Соотнесите:

Философская школа Ее представитель

А) Академия; 1) Парменид;

Б) Ликей; 2) Эпикур;

В) Сад; 3) Платон;

Г) Элейская школа. 4) Аристотель.

Дополнительная литература

1. Асмус В. Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. – М., 1998.

2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. – М., 1979.

3. Боннар А. Древнегреческая цивилизация / А. Боннар. – М., 1992.

4. Гомперц Т. Греческие мыслители / Т. Гомперц. – СПб, 1999.

5. Идеи и наш мир. Великие концепции прошлого и настоящего. – М., 1989.

6. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей / Н. В. Мотрошилова. – М., 1991.

7. Сократ, Платон, Аристотель, Сенека. – М., 1995.

8. Целлер Э. Очерки истории греческой философии / Э. Целлер. – СПб, 1996.

9. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А. Н. Чанышев. – М., 1991.

I. Интеллектуальная разминка

1. Особенность средневекового мышления, для которого реальностью, определяющей сущее, выступает не природа, а Бог.

2. Способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующие внутреннее состояние человека, его души.

3. Одно из центральных понятий христианско-философских учений.

4. Собрание древних текстов, канонизированное религиозной традицией иудаизма и христианства в качестве Священной книги.

5. Учение о сотворении мира Богом.

6. Философ-теолог IV в., попытавшийся рассмотреть всемирно-исторический процесс с позиций христианского вероучения и положивший начало философии истории.

7. Выдающийся представитель зрелой схоластики, систематизатор христианской догматики.

8. Учение Отцов Церкви называется __________.

9. Универсалии. Что это?

10. Установка, согласно которой универсалии существуют до, вне и помимо единичных вещей.

11. Какова позиция Абеляра относительно универсалий?

12. Учение, согласно которому реально существует лишь единичное, в то время как общие понятия есть не более, чем имена, звуки.

13. Совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога.

14. Доктрина, признающая существование единого Бога.

15. Многобожие.

16. Направление в католической философии, основанное Ф. Аквинским.

17. Способность непосредственного постижения истины.

18. Умерщвление плоти для возрастания духа.

19. Отклонение от официального вероучения.

20. Тип средневековой теологической философии (и метод философствования), отличительной особенностью которого является оторванность от реальной действительности, замкнутость, крайний догматизм, беспрекословное подчинение религиозным идеям.

21. Религиозное учение, имеющее своей целью оправдание всеблагого Бога перед наличием в мире зла.

22. Религиозно-философское учение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель заданы таинственными силами, Провидением.

23. Кому из средневековых мыслителей принадлежит высказывание: «Верую, ибо абсурдно», согласно которому, чем более божественные истины противоречат здравому смыслу, тем более они верны?

24. Назовите временные рамки Средневековья.

25. Учение о средних веках называется _________.

II. Задачи, упражнения, комментарии.

1. А) «Верую, чтобы понимать»; 1) Абеляр;

Б.) «Понимаю, чтобы верить»; 2)Ансельм Кентерберийский;

В) «Разумей, чтобы верить, верь, чтобы разуметь»; 3) Тертуллиан;

Г) «Верую, ибо абсурдно». 4) Августин.

· Соотнесите суждения и их авторов.

· Что такое разум? Что такое вера?

· Как они соотносятся в приведенных высказываниях?

· Как в них отражена философско-теологическая позиция авторов?

· Почему проблема соотношения разума и веры оказалась актуальной в эпоху Средневековья?

2. А. Августин считал, что человеческая история есть борьба двух враждующих царств – царства земного и царства Божьего: «Два Града, - пишет он, - созданы двумя родами любви: земной – любовью к себе и небесной – любовью к Богу, доведенной до презрения к себе. Первый град полагает славу свою в самом себе, последний – в Господе». История имеет свое начало, свой смысл и свое завершение – распространение христианства и победа его во всемирном масштабе.

· К какой области философского знания относятся эти рассуждения?

· Каким по своей сути является это учение об обществе?

· В чем его значение?

3. Научный метод опирается на опыт, в мистике «истина открывается» в состоянии экстаза. Каковы особенности схоластики как метода философствования?

4. Виндельбанд называет философскую позицию А. Августина «метафизикой внутреннего опыта», а его самого – «виртуозом» описания душевных состояний человека.

· Прокомментируйте эту оценку.

· Ответьте на вопрос, в чем отличие подходов к человеку у Августина и Сократа?

· Как антропология Августина связана с христианством?

5. Прокомментируйте высказывание, к которому часто прибегал Ф. Аквинский: «Философия есть служанка богословия».

III. Заполните таблицы

1. Основные этапы средневековой философии

Этап

Представители Основные задачи Преобладающий метод философствования

1.Апологетика

2.Патристика

3.Схоластика

2. Философское и религиозное мироуяснения (на примере античной и средневековой философии)Тип мировоззрения Общее Отличие

Содержание Цели Средства Методы

1. Философское

2. Религиозное

3. Проблема человека в эллинистической и средневековой философииФилософия Философы Сущностные

характеристики

человека Идеал личности

1.Эллинистическая

2. Христианская

IV. Тематика творческих заданий.

1. Феномен веры.

2. «Чему не верится, то не волнует нас» (поэт Буало)

3. Смысл и значение доказательства бытия Бога в средневековой философии.

4. Будет ли Бог в будущем?

5. «Если Бога нет, то все дозволено».

V. Тесты

1. Особенностью средневекового мышления и философии выступал…

А) Теоцентризм;

Б) Антропоцентризм;

В) Космоцентризм;

Г) Гуманизм.

2. Основное средство религиозного постижения мира - …

А) Разум;

Б) Вера;

В) Опыт;

Г) Созерцание.

3. Совокупность учений Отцов Церкви, направленных на обоснование христианского учения, называется …

А) Схоластикой;

Б) Патристикой;

В) Апологетикой;

Г) Антропоцентризмом.

4. Главный труд А. Августина …

А) «О природе вещей»;

Б) «Исследования о человеческом разуме»;

В) «О бессмертии вещей»;

Г) «Исповедь».

5. Теолог-схоласт, чье учение официально объявлено «единственно истинной философией», - …

А) Ансельм Кентерберийский;

Б) У. Оккам;

В) Ф. Аквинский;

Г) Бонавентура.

6. Впишите ключевые слова:

«Религия – такое мироощущение и мировосприятие, в основе которого лежит ________».

7. Источником средневековой философии не является …

А) Философия Платона;

Б) Священное Писание;

В) Милетская школа;

Г) Неоплатонизм.

8. Найдите соответствие между:

Философско-религиозное течение Век

А) Неоплатонизм; 1) XIII в.;

Б) Августианство; 2) II в.;

В) Неотомизм; 3) V в.;

Г) Томизм. 4) XIX в.

9. Религиозное учение, имеющее своей целью оправдание всеблагого Бога перед наличием в мире зла, есть- …

А) Теизм;

Б) Креационизм;

В) Теодицея;

Г) Геоцентризм.

10. Термин «креационизм» с латинского языка переводится как …

А) Сотворение;

Б) Бог;

В) Отец;

Г) Провидение.

Дополнительная литература

1. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта / У. Джеймс. – М., 1993.

2. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я Гуревич – М., 1972.

3. Ильин В. В. Философия Средневековья и эпохи Возрождения / В. В. Ильин. – СПб, 1992.

4. Клопстон Ф. Ч. История средневековой философии / Ф. Ч. Клопстон. – М., 1997.

5. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гофф. – М., 1992.

6. Майоров В. В. Средневековая философия / В. В. Майоров. – М., 1979.

7. Соколов В. В. Средневековая философия / В. В. Соколов. – М., 1979.

8. Философия Средневековья. Хрестоматия. Кн. I. – СПб, 1994.

9. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А. Н. Чанышев. – М., 1991.

10. Честертон Г. К. Вечный человек / Г. К. Честертон. – М., 1991.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: