Философия Шеллинга

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 – 1854) был видным представителем объективного идеализма немецкой классической философии, другом Гегеля. Пользовался большим авторитетом в философском мире Германии в начале XIX в. Проиграв Гегелю открытую философскую дискуссию в 20-е гг. XIX в., потерял своё прежнее влияние. Главная цель философии Шеллинга – понять и объяснить «абсолютное», то есть первоначало бытия и мышления. В своей натурфилософии Шеллинг даёт объяснение природы и делает это с позиций объективного идеализма. Суть философии природы Шеллинга в следующем:

ü прежние концепции объяснения природы неистинны;

ü природа есть «абсолютное» – первопричина и первоначало всего, охватывающее всё остальное;

ü природа есть единство субъективного и объективного, вечный разум;

ü материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями абсолютного разума;

ü природа есть целостный организм, обладающий одушевлённостью (едины живая и неживая природа, материя, поле, электричество, свет);

ü движущей силой природы является её полярность – наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие.

Практическая философия Шеллинга решает вопросы социально-политического характера, хода истории. Главной проблемой человечества в целом и главным предметом философии является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой природе человека и является главной целью всего исторического процесса. При окончательной реализации идеи свободы люди создают «вторую природу» – правовой строй. В дальнейшем правовой строй должен распространяться от государства к государству, и человечество должно в итоге прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств. Другой важнейшей проблемой является проблема отчуждения. Отчуждение – противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью. Философ приходит к следующим выводам:

ü ход истории случаен, в истории царит произвол;

ü и случайные события истории, и целенаправленная деятельность подчинены жесткой необходимости, которой человек бессилен что-либо противопоставить;

ü теория (замыслы человека) и история (реальная действительность) очень часто противоположны и не имеют ничего общего;

ü в истории часто встречаются случаи, когда борьба за свободу и справедливость приводит к ещё большему порабощению и несправедливости.

В конце жизни Шеллинг пришёл к иррационализму – отрицанию какой-либо логики закономерности в истории и восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: