Сторонники субъективного идеализма были убеждены в том, что:
ü во-первых, единственной реальностью является идея;
ü во-вторых, что идея существует только в сознании человека, то есть сознание человека является существенной реальностью, вне которого ничего не существует.
Видными представителями субъективного идеализма являлись Беркли, Юм, Фихте.
Джордж Беркли (1685 – 1753) – английский философ Нового времени, субъективный идеалист. Можно выделить следующие основные идеи его философии:
ü само понятие материи ложно;
ü существуют вещи, отдельные ощущения, но единой материи нет как таковой;
ü материализм – тупиковое направление в философии, материалисты не способны доказать первичность отдельных вещей по отношению к идее;
ü наоборот, первичность идеи легко доказуема – перед изготовлением любой вещи существует её идеал, замысел в уме человека, как и замысел окружающего мира в сознании Бога-творца;
ü единственная очевидная реальность есть сознание человека;
|
|
ü со смертью человека и его сознания исчезает всё;
ü идеи – это самостоятельный субстрат, а не отражение чего-либо, окружающий мир подстраивается под идеи;
ü высшим доказательством первичности идеи является существование Бога.
Дэвид Юм (1711 – 1776) – английский философ, придерживался взглядов:
ü проблема отношения бытия и духа неразрешима;
ü человеческое сознание склонно к идеям;
ü человек – концентрированная идея – процесс роста его идеальной силы – опыта, знаний, чувств;
ü без своей идеальной сущности (без воспитания, опыта, системы ценностей) человек не смог бы вообще полноценно воспринять мир;
ü человек состоит из двух идеальных начал: «впечатления внешнего опыта» – приобретённые знания и опыт; «впечатления внутреннего опыта» – аффекты, страсти;
ü аффекты, страсти играют большую роль в жизни человека и в ходе истории.
Особый вклад в разработку системы субъективного идеализма внёс Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814) – представитель немецкой классической философии, профессор-ректор Берлинского университета. Ключевым моментом философии Фихте было выдвижение так называемой «Я-концепции». Повод к её выдвижению – противоречия в философии Канта, учеником и сторонником которого был Фихте. Главное противоречие Фихте видел в кантовском разделении познающего субъекта (человека) и непознаваемого окружающего мира («вещей в себе»). Фихте:
ü отвергает саму идею «вещей в себе» - непознаваемой разумом внешней реальности;
ü единственной реальностью провозглашает внутреннее, субъективное, человеческое «Я», в котором заключается весь мир;
|
|
ü считает, что жизнь окружающего мира – только внутри субъективного «Я»;
ü вне мышления, вне «Я» самостоятельной окружающей действительности нет;
ü само «Я» – не просто сознание человека, это движение, творящая сила, вместилище окружающего мира, наддействительность, фактически высшая субстанция.
«Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые Фихте описываются диалектически по схеме «тезис – антитезис – синтез», а именно:
Высшая субстанция (вместилище). Взаимодействие между «Я-человеком» и «не-Я» – окружающим миром внутри «Абсолютного Я» – субъективного духа может быть:
ü практическим (от «Я» – к «не-Я»);
ü теоретическим (от «не-Я» к «Я»).
Другой вопрос философии Фихте – проблема свободы. По Фихте, свобода – добровольное подчинение всеобщей необходимости. Вся человеческая история – процесс распространения свободы, путь к её торжеству. Основа всеобщей свободы – наделение всех частной собственностью.