Диалектика. Диалектика – это теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод

Диалектика – это теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

ü законы диалектики;

ü категории;

ü принципы.

Главная проблема диалектики – что такое развитие? Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причём изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации. Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития. Движение является внутренним свойством материи, уникальным явлением окружающей действительности и способом связи в материальном мире.

Среди способов понимания диалектики развития основополагающими являются законы диалектики. Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей. Законы диалектики отличаются от законов других наук своей всеобщностью и универсальностью, т.к. они:

ü охватывают все сферы окружающей действительности;

ü раскрывают глубинные основы движения и развития.

Выделяют три базовых закона диалектики:

ü единства и борьбы противоположностей;

ü переход количества в качество;

ü отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что всё сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу. Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.

Выделим различные виды борьбы:

ü борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (соревнование);

ü борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побеждённая сторона сохраняется;

ü антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счёт полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

ü содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

ü солидарность, союзничество (стороны имеют общие интересы и действуют в одном направлении);

ü нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу и не борются между собой);

ü мутуализм – полная взаимосвязь.

Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.

Качество – тождественная бытию определённость, стабильная система определённых характеристик и связей предмета.

Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объём, вес, размер и т.д.).

Мера – единство количества и качества.

При определённых количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок». В природе не всегда удаётся определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

ü резко, одномоментно;

ü незаметно, эволюционно.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается всё более новым. Примеры:

ü смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);

ü «эстафета поколений»;

ü смена вкусов в музыке, культуре;

ü эволюция рода.

Отрицание старых форм новыми - причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделим следующие точки зрения:

ü развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

ü развитие хаотично, не имеет никакой направленности;

ü развитие – только восходящий процесс.

Практика показывает, что из трёх точек зрения наиболее близкой к истине является первая, хотя общая тенденция всё же восходящая. Таким образом, развитие скорее идёт по спирали, причём каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

Основными принципами диалектики являются:

ü принцип всеобщей связи;

ü принцип системности;

ü принцип причинности;

ü принцип историзма.

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов. Связи могут быть:

ü внешние и внутренние;

ü непосредственные и опосредованные;

ü генетические и функциональные;

ü пространственные и временные;

ü случайные и закономерные.

Системность – упорядоченность многочисленных связей в окружающем мире. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность – наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

ü вечность, неуничтожимость истории, мира;

ü существование и развитие во времени, которое длится всегда.

Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся:

ü сущность и явление;

ü форма и содержание;

ü причина и следствие;

ü единичное, особенное, всеобщее;

ü возможность и действительность;

ü необходимость и случайность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: