Методы теоретического познания

Парадигма — совокупность устойчивых принципов, общезначимых норм, законов, теорий, методов, определяющих развитие науки в конкретный период ее истории. Она признается всем научным сообществом в качестве базисных образцов, определяющих способы постановки и решения задач, возникающих на данном уровне науки. Парадигма ориентирует исследовательскую деятельность, организацию научных экспериментов и интерпретацию их результатов, обеспечивая предсказание новых фактов и теорий. Понятие парадигмы было введено в теорию познания американским философомТ. Куном.

Другой современный философ И. Лакатос представил развитие науки в виде серии сменяющих друг друга теорий, опирающихся на общие для них методологические принципы. Названная совокупность теорий получила наименование научно-исследовательской программы. Естественным следствием множества научно-исследовательских программ является их конкуренция.

Методы теоретического познания: абстрагирование, обобщение,анализ и синтез, индукция, дедукция и умозаключение по аналогии.

Абстрагирование – мышление по пути мысленного отвлечения от несущественных или случайных свойств, связей и отношений познаваемого объекта с одновременным фиксированием внимания на тех сторонах, которые важны для нас в настоящий момент.

Обобщение – нахождение общих свойств, связей и отношений в исследуемых объектах, установление их сходства.

Анализ это метод познания, состоящий в мысленном расчленении предмета на составляющие его части с целью познания. Синтез – мысленное воссоединение составных частей изучаемого явления. Анализ и синтез связаны между собой. Синтез можно определить как движение мысли, обогащенное анализом.

Индукция метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему. Научная индукция устанавливает причинные связи, основываясь на повторении и взаимосвязи существенных свойств части предметов.

Дедукция – метод познания от общего к частному. В отличие от индукции, в дедуктивных умозаключениях ход мыслей направлен на применение общих положений к единичным явлениям.

Индукция и дедукция тесно связаны между собой, как анализ и синтез.

Аналогия сходство предметов в некоторых признаках. Умозаключение, основывающееся на сходстве предметов, называется умозаключением по аналогии. Из сходства двух объектов в некоторых признаках делается вывод о возможности их сходства в других признаках. Оно носит вероятностный характер, и его доказательная сила невелика.

Существует группа методов, которые имеют преимущественное значение для теоретического познания. К ним относятся: метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод исторического и логического анализа, метод идеализации, аксиоматический метод и другие. Рассмотрим их более подробно.

Восхождение от абстрактного к конкретному.

Для понимания этого метода необходимо раскрыть следующие понятия: Конкретное в действительности — это любое явление бытия, представляющее собой единство многообразных сторон, свойств, связей.

ü Чувственно-конкретное — результат живого созерцания отдельного объекта. Чувственно-конкретное отражает объект с его чувственной стороны, как нерасчлененное целое, не раскрывая его сущности.

ü Абстрактное, или абстракция, — результат мысленного выделения отдельных сторон, свойств, связей и отношений изучаемого объекта и отделения его от совокупности других свойств, связей и отношений.

ü Мысленно-конкретное – система абстракций, воспроизводящая в нашем мышлении объект познания в единстве его многообразных сторон и связей, выражающих его сущность, внутреннюю структуру и процесс развития. Чувственно-конкретное и абстрактное односторонне воспроизводят предмет: чувственно-конкретное не дает нам знания о сущности объекта, а абстракция раскрывает её односторонне. Чтобы преодолеть эту ограниченность, наше мышление использует метод восхождения от абстрактного к конкретному, т.е. стремится достичь синтеза отдельных абстракций в мысленно-конкретном. В результате таких последовательных шагов получается мысленно-конкретное (система взаимосвязанных между собой в определенной последовательности переходящих друг в друга понятий).

Исторический и логический методы познания.

ü Исторический метод познания представляет собой мысленное воспроизведение последовательности хода развития объекта во всем его конкретном многообразии и неповторимости.

ü Логический метод является мысленным воспроизведением тех моментов процесса развития, которые закономерно обусловлены. Этот метод – необходимый момент процесса восхождения от абстрактного к конкретному и начинается так же, как исторический — с рассмотрения начала истории самого объекта. В последовательности переходов от одного состояния к другому воспроизводятся узловые моменты развития и тем самым его логика, закономерности развития.

Логический и исторический методы едины: логический метод опирается на знание исторических фактов, историческое исследование должно опираться на знание закономерностей развития, раскрываемых логическим методом.

Метод идеализации.

Это теоретическое исследование, ввод в понятие идеального объекта, не существующего в действительности, но являющегося инструментом построения теории (точка, линия, идеальная жидкость, идеальный газ и т.п.). Такое мысленное упрощение действительности позволяет более рельефно выделять исследуемые свойства и представлять их в математической форме.

Прием идеализации реализуется и в методе формализации, или структурном методе. Сущность структурного метода состоит в выявлении отношений между частями, элементами предмета, независимо от их содержания. Среди всего многообразия отношений выделяют совокупность элементов как систему. Системный подход позволяет устанавливать закономерности системных отношений и затем применять их к конкретным системам. Сложность систем, их надежность, эффективность, тенденции развития и т.п. раскрываются как в общей теории систем, так и в исследовании таких конкретных систем, как знаковые системы (семиотика); управляющие системы (кибернетика); конфликтующие системы (теория игр и т.п.).

Аксиоматический метод.

Это организация теоретического знания, при которой формулируются исходные суждения, принимаемые без доказательств (аксиомы). На базе аксиом по определенным логическим правилам выводятся положения, образующие теорию. Метод аксиом содержит: точность определения исходных понятий, строгость рассуждений, отсутствие внутренней противоречивости, точную и строгую форму.

Для научного познания огромную роль играет выработка критериев научности теоретических концепций: параллельное существование и конкуренция исследовательских программ, простота и внутреннее совершенство организации знаний и ценностные социокультурные моменты в развитии познания.

Ключевые термины

Гносеология, познание, гностицизм, агностицизм, познавательная деятельность, истина, творчество. Наука, научное познание, вненаучное знание, проблема, гипотеза, теория, наблюдение, эксперимент, научный метод, научные революции, рациональность, техника, категории, законы, парадигма, абстрагирование, обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, абстракция, интерпретация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: