Знание и вера. Вторжение в сферу неизведанного издавна сталкивало человеческую веру и знание

Вторжение в сферу неизведанного издавна сталкивало человеческую веру и знание. Надежда – обычная установка на их достижение. Вера представляет собой существенную ведущую установку на достижение человеческих ценностей. Её сила зависит от двух сторон – актуальности потребностей и вероятности их удовлетворения. Вера формирует и конкретизирует предмет своего устремления в образном и понятийном виде. Это – предваряющая гипотеза искомого знания, замена его. При отсутствии путей достоверного познания человек может остановиться на знании, порождённом верой, и если будет появляться знание, противоречащее представлениям веры, может возникнуть конфликт.

Взаимоотношение религиозной веры и науки в философском плане является весьма существенным. Древнеиндийская философия утверждала, что знание выше веры – религия должна идти к науке. Но наука также может идти к религии, если только её подвигают к тому научные факты.

Знание – идеальный образ бытия, который формируется как результат познания и одновременно является предпосылкой его дальнейшего развития, производством новых знаний, превосходящих исходные.

Виды знаний:

ü Перцептивное знание – знание на непосредственном контакте органов чувств человека и воспринимаемых объектов. На их основе складываются знания-представления, которые могут быть вербализованы, то есть выражены в речи. Перцептивное знание характеризуется целостностью, осмысленностью, константностью, предметным характером.

ü Рациональное знание – опосредованное, отвлечённое, обобщённое знание. Оно опосредовано чувственным знанием и накопленным практическим опытом. Опираясь на перцептивное и практическое знания и отвлекаясь от конкретного многообразия явлений, оно обобщает его в понятиях, суждениях, умозаключениях.

ü Предметно-практическое знание связано с задачей жизнеобеспечения человека, продолжения его рода. Труд, быт, семейно-брачные отношения – первые объекты практического знания.

Существует классификация, разделяющая массив знания в соответствии с критерием научности:

ü Обыденное знание – вид живого практического знания, которое формируется в процессе жизнедеятельности и общения людей.

ü Донаучное знание определяется как «палеомышление» или «этнонаука» (народное знание). Оно сложно и богато по содержанию и включает в себя сложные системы счёта, солнечные и лунные календари, комплексы медицинских, географических, астрономических, технических и т.д. знаний, передаваемых устной традицией, ритуалами и практическими действиями.

ü Специализированное вненаучное знание включает в себя такие разновидности как: псевдонаука, антинаука и девиантная наука. Псевдонаука имеет своим содержанием продукты интеллектуальной деятельности, существующие на грани науки (уфология, астрология, парапсихология и т.п.). Антинаука пропагандирует мистические учения, спиритуализм, представления о тайных природных силах, которые неподвластны традиционному научному исследованию и раскрываются лишь с помощью мистического откровения или медитации. Под девиантной наукой понимается знание, отклоняющееся от общепринятых в науке норм (лысенковщина).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: