Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Право убежища.

Институт убежища в МП существует с эпохи рабовладельческого строя.

Право предоставлять убежище изначально пользовались монахи и монастыри.

В настоящее время убежище может быть представлено только тем лицам, в отношении которых осуществляется преследование по политическим, социальным, религиозным мотивам.

Лицам, совершившим уголовно-наказуемое деяние или м/н преступления, убежище не предоставляется.

В МП выделяют 2 вида убежища:

1. территориальное – убежище на территории определенного государства,

2. дипломатическое – убежище на территории дипломатического представительства. Могут давать только латино-американские государства и США.

Если лицу предоставляется территориальное убежище, то ему предоставляется и правовой статус беженца.

Документы о ПС беженцев и вынужденных переселенцев:

1. Конвенция о статусе беженцев 1951 г. (протокол к ней от 1967 г),

2. Соглашение стран СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 1993 г.

3. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей 1990 г.

ПС беженцев закреплен, в первую очередь, в конвенции ООН 1951 г.

Согласно конвенции «беженец» - лицо, которое не желает или не может пользоваться покровительством государства, гражданином которого он является в силу того, что в отношении этого лица на территории его государства осуществлялось преследование по национальному, расовому, религиозному или политическому признаку. Лица, в отношении которых осуществлялось преследование согласно уголовному законодательству, а также лица, которые обвиняются или подозреваются в совершении преступлений против мира и безопасности статус беженца не получают.

Конвенцией устанавливается ПС беженцев, т.е. совокупность их прав и свобод.

За беженцами признаются их основные неотчуждаемые права, т.е. право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и т.д.; их авторские права, имущественные права.

Беженцы могут осуществлять трудовую деятельность на территории принимающего государства. Они имеют право получить временное жилище, также они имеют право на медицинскую и социальную помощь, а беженцы, не достигшие 18 лет – имеют право на бесплатное образование.

Основные обязанности беженцев – соблюдение законодательства страны пребывания, а также мира и порядка на его территории.

Обязанности государства по отношению к беженцам:

1. регистрация беженцев и выдача им временных удостоверений,

2. предоставление беженцам временного жилища,

3. предоставление беженцам медицинской и социальной помощи,

4. обеспечение реализации прав беженцев.

Права государства по отношению к беженцам:

1. требовать соблюдения своего законодательства,

2. требоваться соблюдение общественного порядка.

Государство не может выдавать беженцев тому государству, с территории которого они прибыли.

Термин «вынужденные переселенцы» закреплен только в Соглашение стран СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 1993 г.

Для вынужденных переселенцев основаниями миграции обычно являются:

1. вооруженный конфликт на территории страны их пребывания,

2. стихийное бедствие.

Вынужденные переселенцы могут быть внутренними и внешними.

В МП есть термин «трудящиеся мигранты» - лица, осуществляющие миграцию в целях использования своей возможности к труду.

5. Основные м/н договоры о правах человека.

М/н договоры о правах человека являются НП базой для осуществления м/н сотрудничества в области прав человека. Создание и реализация таких документов представляют собой НП механизм сотрудничества в области прав человека.

Основным документов в этой области является декларация прав человека 1948 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Международные пакты о правах человека 1966 г. (1977 г.), Конвенция о преступлении геноцида и наказания за него 1948 г., Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1951 г., принятую советом Европы.

Документы о правах человека обладают различной юридической силой. Обычно большей юридической силой обладают те документы, в которых установлены основные права человека.

Эти договоры часто выступают базой для формирования национальной базы о правах человека.

6. М/н правовая защита прав женщин и детей.

Договоры о ПС женщин:

1.Конвенци о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности 1951г.,

2. Конвенция о политических правах женщин 1953 г.,

Согласно этой конвенции женщина имеет право избирать, быть избранной и занимать государственные должности.

3. Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г.,

Запрет автоматического изменения гражданства женщины.

4. Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков 1962 г.,

Брачный возраст – 18 лет, но государства могут установить иной возраст на основании своего законодательства.

Отменяет обычаи, связанные с вступлением в брак.

5. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. (факультативный протокол 1999 г.).

Документы о правах ребенка6

1. Декларация прав детей 1923 г., вступила в силу в 1924 г. (Лига наций),

2. Декларация прав ребенка 1954 г.

Основные документы о правах ребенка:

1.Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г.,

2. Конвенция о правах ребенка 1989 г. (факультативные протоколы от 2000 г. и 2011 г.),

3. Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда 1999г.

Права, которые содержатся в Конвенции о правах ребенка 1989 г. носят дополнительный характер, т.е. они выступают гарантией соблюдения основных прав ребенка. За ребенком признаются все основные и неотчуждаемые права человека.

Ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, если по национальному законодательству не предусмотрено иное.

За ребенком закрепляется право на гражданство. Ребенок не должен ни при каких обстоятельствах быть лицом без гражданства.

Право на имя. Согласно Конвенции, ребенок имеет право получить то имя, которое принято давать в его национальной, расовой или религиозной группе.

За ребенком признается право на выбор, свободу вероисповедания.

Каждый ребенок имеет право на образование. Государство обязано обеспечить возможность получения бесплатное образование на своей территории. Дети, достигшие 10 лет, могут сами выбирать для себя дополнительное образование. Дети, достигшие 11 лет, имеют право выбирать, с кем из родителей они останутся в случае развода.

Дети обладают правом не разлучатся с родителями, иначе как по приговору суда.

Право посещать родителей, находящихся в местах лишения свободы. Такие посещения должны осуществляться в присутствии другого родителя, опекуна или педагога. Время выбирается, удобное для ребенка.

Государство должно действовать в лучших интересах ребенка.

Основная проблема данной конвенции состоит в том, что к ней возможно внесений оговорок, т.е. односторонних заявлений о том, что определенная норма конвенции не распространяется на заявившее ее государство.

7. М/н органы по защите прав человека.

В МП существует организационно-правовой механизм защиты прав человека. Он представляет собой совокупность м/н органов, участвующих в процессе защиты прав человека.

Совет ООН по правам человека, в совет входят те государства, которые избраны туда Генеральной Ассамблеей.

Ему могут направляться доклады и жалобы по поводу любого документа о правах человека, принятого в рамках ООН.

В рамках региональных м/н организаций существуют специализированные органы по защите прав человека.

ЕСПЧ – орган, который может рассматривать факты нарушения прав человека, предусмотренных Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

В ЕСПЧ может подать жалобу не только государство, но и ФЛ.

Правила приемлемости жалобы:

1. жалоба может подаваться только на то право, которое предусмотрено Конвенцией,

2. жалоба может подаваться только на государство, являющееся членом Совета Европы,

3. ФЛ должно было пройти все внутригосударственные инстанции, и во всех ему было отказано в защите его права,

4. исковая давность – 6 месяцев с момента отказа в последней инстанции,

5. жалоба не может быть рассмотрена, если в составе ЕС нет судьи того же гражданства, что и лицо, подавшее жалобу. В этом случае рассмотрение жалобы будет отложено.

Рассмотрение дела в ЕСПЧ проходит 2 стадии:

1. письменная, т.е. предоставление суду всех необходимых документов,

2. устная, суд заслуживает истца, ответчика, законных представителей.

Далее суд удаляется для вынесения решения. Решение по делу принимается большинством голосов, голос председательствующего является решающим. Решение является окончательным, обжалованию не подлежит. Может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельсвтам. Решение является обязательным для государства.

8. М/н преступления, нарушающие права человека.

М/н преступления носят наибольшую общественную опасность, посягают на основными принципы МП, они могут совершаться только государствами или д/л государства.

Виды:

1. колониализм,

2. апартеид,

3. расизм,

4. геноцид.

Под колониализмом понимают м/н преступления, целью которых является извлечение экономической выгоды из колониально зависимого государства.

Геноцид

Состав преступлении геноцида установлен в МП на основании конвенции ООН о преступлении геноцида и наказании за него 1948 г.

В соответствии с этой конвенцией в качестве преступлений геноцида предусмотрено:

1. убийство членов национальной, этнической, расовой или религиозной группы;

2. причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

3. предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;

4. меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

5. насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

Апартеид – политика раздельного проживания.


Тема: Право м/н безопасности.

1. Понятие и источники права м/н безопасности. Принципы права м/н безопасности.

2. Правовое регулирование вопросов применения силы в м/н праве. Определение акта агрессии.

3.Виды систем коллективной безопасности. Всеобъемлющая (универсальная) система безопасности.

4. Региональная система коллективной безопасности.

5. Проблемы разоружения в МП.

6. Меры укрепления доверия и контроля.

1. Понятие и источники права м/н безопасности. Принципы права м/н безопасности.

Право м/н безопасности – отрасль м/н права, нормы и принципы которой регулируют военно-политические отношения государств.

Также они регулируют порядок участия в м/н организаций в восстановлении системы безопасности м/н отношений.

Источниками данной отрасли преимущественно являются м/н договоры.

Одним из основных источников данной отрасли можно считать устав ООН.

Также можно считать Заключительный акт по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.

Устав СНГ.

Договор по открытому небу, заключенному в рамках ОБСЕ и др.

Основные принципы МП выполняют в этой отрасли функцию отраслевых.

Т.е. создание м/н системы безопасности основывается на таких принципах, как принцип неприменения силы и угрозы силой, принцип нерушимости государственных границ, принцип невмешательства во внутренние дела, принцип территориальной целостности государств, принцип разрешения споров мирным путем, принцип мирного сосуществования.

2. Правовое регулирование вопросов применения силы в м/н праве. Определение акта агрессии.

Правовое регулирование вопросов применения силы в МП основано на 2 принципах:

1. запрещение агрессивных войн,

2. признание за государствами права на самооборону.

Самооборона является неотъемлемым правом любого государства.

Под правом на самооборону понимают право применять вооруженную силу для защиты своей территории, населения и государственных границ.

Самооборона осуществляется в ответ на агрессивные действия другого государства.

С этим понятием связана самозащита и превентивная самооборона.

В МП существует термин «пропорциональность применения вооруженной силы».

Понятие акта агрессии дано в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14.12.1974 г. согласно этому документу в качестве акта агрессии могут быть квалифицированы такие деяния, как бомбардировка территории государства, блокада морских портов, нарушение государственной границы войсками иностранного государства и т.д.

Также в этом документе устанавливается признак первенства, т.е. агрессором считается то государство, которое применило силу первым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: