double arrow

Понятие административного правонарушения и его признаки

Понятие и порядок прохождения государственной службы. Государственные служащие.

Правовую основу государственной службы в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусьот 14 июня 2003 г. № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» и иные законодательные акты.

Под государственной службой понимается профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и обеспечения выполнения функций государственных органов (ст.2 Закона).

Государственная служба основывается на принципах: ♦верховенства Конституции; ♦служения народу; ♦законности; ♦приоритета прав и свобод человека и гражданина, гарантий их реализации; ♦гуманизма и социальной справедливости; ♦единства системы государственной службы и ее дифференциации исходя из концепции разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную; ♦гласности; ♦профессионализма и компетентности государственных служащих; ♦подконтрольности и подотчетности государственных служащих, персональной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей; ♦добровольности поступления граждан на государственную службу и др. (ст.6 Закона).

Государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования (ст.5 Закона). Таким образом, иностранные граждане и лица без гражданства не могут занимать государственные должности.

В соответствии со ст.7 Закона государственными служащими являются лица, которые занимают государственные должности в:

1.Палате представителей и Совете Республики Национального собрания и их секретариатах;

2.Правительстве и его Аппарате;

3.Конституционном Суде и его Секретариате, Верховном Суде, Высшем Хозяйственном Суде, иных общих и хозяйственных судах и их аппаратах;

4.Администрации Президента, Государственном секретариате Совета Безопасности, Управлении делами Президента, иных государственных органах, непосредственно обеспечивающих деятельность Президента;

5.Органах Комитета государственного контроля, органах Прокуратуры, Национальном банке, Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и ее аппарате;

6.Министерствах, иных республиканских органах государственного управления, их территориальных подразделениях;

7.Дипломатических представительствах, консульских учреждениях и миссиях;

8.Местных Советах депутатов и их аппаратах, исполнительных и распорядительных органах и их аппаратах;

9.Государственных нотариальных конторах;

10.Таможенных органах;

11.Иных государственных органах и приравненных к ним в соответствии с законодательством государственных организациях.

Каждой государственной должности соответствуют определенные классы государственных служащих: высший класс и 12 классов, из которых 12-й класс является низшим. Присвоение классов производится в последовательном порядке в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией государственного служащего, стажем работы на государственной службе, а также с учетом ранее присвоенного ему класса. В случае ненадлежащего исполнения государственным служащим должностных обязанностей, нарушения трудовой дисциплины, а также совершения действий, не соответствующих нормам служебной этики, он может быть понижен в классе, но не более чем на один класс.

Государственный служащий не вправе:

1.заниматься предпринимательской деятельностью;

2.принимать участие в управлении коммерческой организацией;

3.занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией, иными законодательными актами;

4.принимать участие в забастовках;

5.заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики;

6.иметь счета в иностранных банках и др.

Право на поступление на государственную службу имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет, владеющие государственными языками Республики Беларусь и отвечающие иным требованиям, установленным законодательными актами.

С гражданами, поступающими на государственную службу, заключается контракт на срок не менее 1 года руководителем соответствующего государственного органа.

Аттестация государственных служащих проводится периодически каждые 3 года аттестационными комиссиями, создаваемыми государственными органами, в которых государственный служащий состоит на службе.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него служебных обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение трудовой и исполнительской дисциплины, государственный служащий несет дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей к государственным служащим могут применяться меры дисциплинарного взыскания: 1.замечание; 2.выговор; 3.предупреждение о неполном служебном соответствии; 4.понижение в классе государственного служащего на срок до 6 месяцев; 5.увольнение с занимаемой должности.

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З является единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Беларусь (далее КоАП РБ). В соответствии со ст.2.1 КоАП РБ административным правонарушением признается противоправное виновное (умышленное или неосторожное), а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП РБ, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

Административным правонарушением может быть деяние в виде:

1) оконченного административного правонарушения;

2) покушения на административное правонарушение.

Административное правонарушение признается оконченным с момента совершения деяния. Административное правонарушение, связанное с наступлением последствий, указанных в статьях Особенной части КоАП РБ, признается оконченным с момента фактического наступления этих последствий.

Покушением на административное правонарушение признается умышленное действие физического лица, непосредственно направленное на совершение административного правонарушения, если при этом оно не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам. Административная ответственность за покушение на административное правонарушение наступает в случаях, прямо предусмотренных статьями Особенной части КоАП РБ.

Признаками административного правонарушенияявляются:

антиобщественность деяния (деяние, посягающее на государственный и общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления). Суть сос­тавляют общественные отношения, т.е. отношения между людьми по поводу принадлежащих им социальных благ. Вредоносность составляет содержательную сторону правонарушения. Нарушая порядок поведения, правонарушитель пося­гает на определенные социальные блага, причиняя ущерб их законным обладателям;

противоправность деяния. Деяние может быть выражено в действии (активная форма деяния) или в бездействии (пассивная форма). Словесные правонарушения (клевета, оскорбле­ние) – это активное воздействие на других людей, на их честь, достоинство, т.е. словесные высказывания являются формой совер­шения деяния. Противоправность означает, что правонарушением являются те и только те деяния, которые прямо указаны в КоАП РБ. Суть выражается принципом: нет правонарушения, если об этом прямо не указано в законе. Основанием признания деяния правонарушени­ем является наличие состава правонарушения;

виновность – означает признание правонарушением только такого деяния, которое совершено виновно, т.е. умышлен­но или по неосторожности;

наказуемость деяния – это установление в КоАП РБ конкретного административного взыскания за запрещаемое им противоправное деяние. Наказуемость деяния является следствием уста­новления административно-правового запрета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: