double arrow

ТЕМА 4. ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА


Конституционные основы организации и деятельности государственных органов Республики Беларусь.

Орган государства – часть государственного механизма, обладающая определенными властными полномочиями. Основы организации и деятельности государственных органов Республики Беларусь заложены в самой Конституции, разделе IV «Президент, Парламент, Правительство, Суд», разделе V «Местное управление и самоуправление», разделе VI «Прокуратура. Комитет государственного контроля».

В Республике Беларусь пост Президента был учрежден Конституцией Республике Беларусь, принятой 15 марта 1994г. Президент объявлялся Главой государства и исполнительной власти. На республиканском референдуме 24 ноября 1996г. была принята новая редакция Конституции. В соответствии с ней произошло значительное усиление полномочий Президента. Раздел, посвященный Президенту, в ныне действующей Конституции расположен впереди других государственных органов власти, что говорит о более значимой роли Президента среди другими государственными органами.

В соответствии с главой 3 Конституции Республики Беларусь, Президент является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает экономическую и политическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти и обладает большими властными полномочиями в области внешней и внутренней политики.

Данная глава также содержит порядок избрания Президента Республики Беларусь, вступление его в должность, полномочия, которыми он обладает, порядок освобождения Президента от должности, какие акты он может издавать и юридическая сила этих актов.

Глава 4 Конституции Республики Беларусь содержит основы организации и деятельности Парламента – Национального собрания Республики Беларусь, который является представительным и законодательным органом и состоит из двух палат – Палаты представителей (110 депутатов) и Совета Республики (64 члена). Также данная глава содержит порядок избрания палат Парламента, требования к депутатам, избирающимся в палаты Парламента, срок полномочий Парламента, сроки созыва сессий, полномочия Палаты представителей и Совета Республики, порядок досрочного прекращения полномочий палат, порядок рассмотрения законопроектов и принятия законов, порядок проведения заседаний палат Парламента.

Порядок деятельности Палаты представителей, Совета Республики, их органов, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики определяется регламентами палат, которые подписываются председателями палат.

Органы исполнительной власти осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность, т.е. они исполняют либо организуют исполнение законодательных актов (законов, декретов), решений вышестоящих по отношению к ним государственных органов (Президента, Правительства) и сами осуществляют распорядительную по отношению к нижестоящим органам деятельность путем издания обязательных для исполнения правовых актов.

Органы исполнительной власти можно классифицировать по масштабу деятельности на республиканские и местные. Глава 5 Конституции Республики Беларусь содержит основы организации и деятельности исполнительной власти в Республике Беларусь, которую осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления. Данная глава содержит положения, о подотчетности и ответственности Правительства, составе Правительства, порядке назначения Правительства и Премьер-министра, полномочия Премьер-министра и Правительства, случаи и порядок отставки Правительства. Компетенция, порядок организации и деятельности Правительства определяются на основе Конституции законом о Совете Министров Республики Беларусь.

К местным органам исполнительной власти относят исполнительные комитеты, местную администрацию. Раздел5 Конституции Республики Беларусь содержит основы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь. Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Глава 6 Конституции Республики Беларусь содержит основы судебной системы и судебной власти Республики Беларусь, а именно каким статусов обладают судьи при отправлении правосудия, порядок рассмотрения дел в судах. Особое место в судебной системе занимает Конституционный Суд, который осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве. Конституция Республики Беларусь содержит положения о формировании Конституционного Суда, требования, предъявляемые к судьям, порядок их назначения (избрания), срок полномочий членов Конституционного Суда, о чем дает заключения Конституционный Суд. Компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются законом.

Глава 7 Конституции Республики Беларусь выделяет Прокуратуру как надзорный орган, который осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Прокуратура также осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.

Глава 8 Конституции Республики Беларусь выделяет Комитет государственного контроля как контрольный орган, который осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

9.Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения.

Вопросу о действии Конституции Республики Беларусь и порядка ее изменения посвящен раздел VIII Конституции Республики Беларусь, который так и называется.

Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция. В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом (ст.137).

Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев. Изменения и дополнения Конституции Парламентом не производятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.

Конституция, законы о внесении в нее изменений и дополнений, о введении в действие указанных законов, акты о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента.

Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

Разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены только путем референдума.


Сейчас читают про: