Технология монтажа. Оператор и его ассистент, или ассистент режиссёра обязаны перед съёмкой проверить все кассеты, а после съёмки записать на них место съёмки

Оператор и его ассистент, или ассистент режиссёра обязаны перед съёмкой проверить все кассеты, а после съёмки записать на них место съёмки, дату её проведения и название объекта (эпизода, сцены). Тайм–код (временной код) во всей технологии видеомонтажа – ключ к профессиональной работе, т.к. по тайм–коду расписывается материал, отбираются дубли. До перегонки на винчестер первичный материал и кассета (диск), на котором он записан, называется оригиналом. Это то, что представляет ценность. Вначале нужно разобрать материал по сценам или эпизодам, сгруппировать кадры по общности развития действия в каждом куске, дать им условные названия или взять названия из сценария. Кадры, которые представляют интерес, но пока не находят места в концепции фильма (передачи), откладываются отдельно, как резерв. Далее необходимо сформировать монтажный план, где указывается: номер кадра, начало и завершение плана по тайм–коду, крупность плана, содержание кадра, примечания.

Задача первой сборки проста: собрать из отдельных кадров сцену. Разрезать материал на кадры, выкинуть заведомый брак, который зачастую присутствует: это прокрутки, засветки, мягкий фокус и т.д. Первые кадры (начало) выводятся на монитор в специальном окне (иконки). По монтажному плану собирается сцена от начала и до конца. На этом этапе главное – не чистота стыков, а проверка логики действия и сюжета в целом. Если результат удовлетворительный, можно приступить к чистке длиннот, можно переставить планы, если они не монтируются по крупности, добавив что–то из резерва. Монтаж иногда называют скальпелем режиссёра, поэтому то, что не соответствует логике повествования и настроения сцены, необходимо убрать. Если в материале много синхронных кусков (разговоров, интервью), до монтажа необходимо их расписать и выбрать то, что войдёт в окончательный вариант фильма (передачи), обязательно указав в монтажном плане тайм–коды начала и конца нужного куска. Без переписывания текста на бумагу можно смонтировать только сюжет для новостей. Для фильма и добротной передачи требуется тщательный отбор и монтаж текста. Монтаж текста профессионалы всегда проделывают на бумаге. По монтажному плану можно собрать фильм в любой технологии монтажа.

По черновому монтажу можно оценить, какие сцены получились эффективными и убедительными, а какие требуют переделок или удаления, как бы не были дороги отдельные кадры. Конкретная задача на этом этапе – найти оптимальную драматургическую конструкцию экранного произведения, думать при этом о музыкальном оформлении фильма, о шумах и авторском закадровом тексте, который, как правило, пишется уже для смонтированной работы. Проверив все монтажные стыки, разнеся голоса героев на разные звуковые дорожки, можно приступать к чистовому монтажу (каждая перегонка материала ухудшает качество изображения). Тайм–код с точностью до кадра позволит повторить все стыки и соединения. Титры – это стилистически единая часть экранного произведения. В изобразительной форме, в манере их подачи на экран, в шрифте необходимо найти общность с содержанием. Размер титров определяется путём подсчёта количества слов в надписях. Для обеспечения их прочтения требуется одна секунда на два слова.

Разные технологические схемы диктуют свой порядок проведения завершающего этапа работы над экранным произведением. В документалистике количество фонограмм сводится к минимуму на предварительном этапе. На одну дорожку можно свести все реплики, на другую – музыкальные куски, на третью – диктора и шумы. Далее идёт сведение фонограмм на одну дорожку (перезапись).

Внутрикадровый монтаж.

Термин введён в обиход советскими теоретиками кино. В западных источниках этот термин не встречается. Там в теоретических выкладках употребляется понятие сложной мизансцены, которая подразумевает движение актёра (персонажа) в кадре по сложной траектории, что требует от оператора высоких профессиональных навыков и умения в сложном панорамировании, движении камеры, изменении крупности планов без остановки съёмочного аппарата. Мизансцена снимается одним куском. Одним из первых шедевров этого способа съёмки является американский фильм «Лисички» (режиссёр У.Уайлер, оператор Г.Толанд). С появлением широкоугольной оптики возможности оператора расширились. Блистательный пример этому работа оператора С. Урусевского в фильме «Летят журавли» (режиссёр М.Калатозов, 1975 год) и «Я – Куба».

По определению А.Г. Соколова «внутрикадровым монтажом называется сопоставление статичных пластических образов и пластических образов действия путём использования движения объектов в кадре (мизансцена) и путём различных движений самой камеры, которая обеспечивает смену информации и развитие содержания кадра». Он в своей книге «Монтаж» приводит пять средств осуществления внутрикадрового монтажа:

- передвижение персонажей и объектов внутри кадра;

- панорама съёмочным аппаратом – поворот камеры во время съёмки на статичной точке;

- съёмка с движения или панорама с движения (тревеллинг) – перемещение камеры во время съёмки на движущемся средстве с сохранением направления взгляда объектива;

- совмещение панорамы с тревеллингом – свободное перемещение камеры во время съёмки с любым изменением взгляда объектива;

- совмещение мизансценирования с любым видом движения камеры.

Выбор приёмов внутрикадрового монтажа всегда связан с драматургией экранного произведения.

Звукозрительный монтаж.

Никакой звук на экране не может существовать сам по себе. Он всегда связан с изображением, с развитием действия, с последовательностью зрительных образов, имеет протяжённость во времени. С.Эйзенштейн присвоил звукозрительному монтажу термин «вертикальный монтаж». Суть его состоит в том, что кадры изображения соединяются последовательно в одну плёнку, а все звуки объединяются в другую последовательность на другой плёнке. Каждая из этих плёнок монтируется путём соединения однородных образов, звуковых или зрительных, друг за другом, т.е. горизонтально. А эффект сопоставления пластических образов со звуковыми достигается за счёт не последовательного, а одномоментного соединения на экране тех и других. При компьютерном монтаже сопоставление происходит наглядно поперёк последовательного горизонтального движения, на дисплее этот процесс обретает буквальный вид монтажа по вертикали.

Монтаж шумов и шумовых фонограмм.

Шумы – часть содержания и формы экранного произведения, его драматургическая составляющая.

Функции шумов:

- создание реальной звуковой атмосферы экранного действия;

- создание звукового образа;

- создание определённого настроения;

- драматургическая функция;

- функция выражения состояния природной среды;

- функция символизации события;

- функция замещения изображения и действия;

- функция выражения субъективного восприятия звуков.

Шумовое озвучание – технологический этап, когда происходит подбор и укладка на изображение (синхронизация) всех фоновых и синхронных шумов.

Драматургия и монтаж

Экранное произведение должно вызывать интерес к себе в процессе восприятия. Содержание эпизодов и фильма в целом не должно вызывать у зрителя сложностей при восприятии и осознании происходящего на экране. Все принципы драматургии подчиняются одной задаче – сделать произведение максимально увлекательным для зрителя, вызвать сопереживание или отторжение экранной парадигмы, всколыхнуть зрительские эмоции.

По формулировке А.Г. Соколова «драматургия – это особый способ выбора (отбора) содержания произведения и взаиморасположения его частей, который позволяет автору активно управлять мышлением, интересом и вниманием зрителей».

Сцена – небольшая часть произведения, в которой действие развивается непрерывно, в одном месте, в реальном времени.

Эпизод – структурная единица экранного произведения, часть фильма, которая включает в себя несколько сцен, объединённых ходом событий.

Ситуация – позволяет обозначить проблему, выявить антагонизмы в обществе, социальных кругах, межличностных отношений.

Конфликт – главная паутина, которая раскручивает сюжет. Конфликтов в одном произведении может быть несколько. Они бывают внешние и внутренние.

Коллизия – одна из стадий возникновения и развития конфликта. Это всегда противостояние, противоречие целей, идей, интересов.

Ввёл данный термин Г.Гегель. происходит от лат. Collision – столкновение.

Кульминация – момент наивысшего напряжения, действие в произведении.

Развязка – разрешение конфликта, конец интриги. Действие ещё может продолжаться, но интриги больше нет.

Пролог – предваряет основное развитие действия, раскрывает события или обстоятельства, предшествовавшие началу сюжета. Пролог может называться и предысторией сюжета.

Эпилог – заключительный компонент произведения, послесловие.

Драматургические задачи экранного произведения:

- обозначить ситуацию;

- показать зрителю цели и намерения героев;

- выявить конфликтующие стороны;

- создать остроту конфликта;

- создать препятствия на пути героев;

- дать возможность героям через поступки раскрыть и проявить свои характеры;

- создать критические ситуации;

- заставить зрителя сопереживать герою;

- создать атмосферу, в которой развивается действие, соотнеся её с жанром произведения;

- выстроить диалоги согласно развитию сюжета.

Послойный монтаж (компоузинг) – объединение нескольких составляющих в единое и законченное целое. Подразумевает компоновку в одном кадре нескольких изобразительных составляющих.

В экранных искусствах это называется комбинированными кадрами или спецэффектами. Послойный монтаж – это развитие технологии создания комбинированных кадров на основе новых цифровых технологий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: