Тема 12. Основы формирования социальной политики предприятия

Существуют разные подходы к пониманию социальной политики предприятия. Первый подход предполагает, что основная деятельность предприятия имеет социально значимый характер, что выражается в производстве качественных товаров и услуг, уплате налогов и создании хорошо оплачиваемых рабочих мест. Второй подход – предприятие в своей деятельности выходит за рамки обязательных требований законодательства и осуществляет вклад в развитие внутренней и внешней среды действия своего бизнеса. При этом предприятие реализует внутренние и внешние социальные программы, согласующиеся со стратегией его развития. Третий подход – предприятие стремится иметь репутацию социально ответственной организации и для этого принимает активное участие в формировании общественных стандартов, например таких, как качество образования.

Первый подход можно охарактеризовать как пассивный, т.е. субъект в осуществлении социальных функций не выходит за рамки того, что необходимо для обеспечения деятельности предприятия и предписано законодательством. Второй и третий подходы являются активными, т.к. в этих случаях предприятие в осуществлении социальных функций выходит за рамки своей непосредственной деятельности и требований, установленных государством. Отметим, что независимо от типа проводимой социальной политики предприятие всегда является субъектом социальной политики

До середины 1970-х годов в условиях капиталистической экономики доминировала установка в отношении взаимодействия бизнеса и общества, что если предприятие не стремится уйти от налогов, устанавливает приемлемые уровни заработной платы для своих сотрудников и выполняет базовые требования к безопасности труда и защите экологии, то поведение этого предприятия соответствует этической норме «достойной» деловой практики. В то же время частный сектор занимался благотворительностью и выступал спонсором социальных программ, хотя сфера этой деятельности была небольшой. Однако на рубеже 1990-х годов общественное мнение стало постепенно трансформироваться. Этому способствовали действия многочисленных групп интересов и общественных объединений, которые требовали усилить контроль над частным сектором экономики и добиться его участия в решении социальных и экологических проблем, создаваемых зачастую им самим. Результатом этих действий стало признание лидерами крупного бизнеса социальной ответственности корпораций[1]. Немецкий экономист и государственный деятель Л. Эрхард в книге «Благосостояние для всех» (1956 г.) писал: «…частные интересы могут быть оправданы лишь тогда, когда они служат также интересам общества»[2].

Социальная политика является составной частью механизма совершенствования качества рабочей силы и условий ее эффективной реализации. Объектом воздействия социальной политики являются не только занятые работники предприятия, но в определенной мере и бывшие работники предприятия, в том числе вышедшие на пенсию.

Цель социальной политики предприятия – разработка и реализация системы мер направленных на повышение эффективности и производительности труда, создание условий социальной защищенности работников и социальной стабильности в коллективе.

Эффективная система социальной защиты способствует привлечению на предприятие квалифицированных специалистов, снижает текучесть кадров и является основой успешной производственной деятельности.

Социальная политика предприятия направлена на управление такими характеристиками персонала:

1. Количественными:

а) численностью работников;

б) возрастной и половой структурой;

в) профессиональной и квалификационной структурой.

2. Качественными:

а) уровнем профессиональной подготовки;

б) мотивацией к труду, трудовыми установками;

в) трудовой и инновационной мобильностью;

г) состоянием здоровья;

д) склонностью к социальному взаимодействию.

Социальная политика реализовывается по четырем основным направлениям:

организация трудовой деятельности;

оплата, условия и охрана труда;

профессиональное обучение, карьерный рост;

социальное развитие и социальная защита.

Существуют следующие выплаты, льготы и услуги социального характера, которые предоставляются работникам:

1. В денежной форме.

выплаты предприятия на приобретение собственности и имущества (напр., приобретение акций предприятия по сниженным ценам);

дополнительные средства к отпуску;

компенсация сокращенного рабочего дня пожилых работников;

дотации и выплаты связанные с нетрудоспособностью;

денежные вознаграждения или подарки в связи с личными праздниками (напр., в День рождения), новогодними праздниками;

предоставление в пользование служебного автомобиля;

оплата проезда при переводе работника в другое структурное подразделение предприятия.

2. В форме обеспечения работника в пожилом возрасте как дополнение к государственной пенсии и частных страховых выплат работника:

дополнительное пенсионное обеспечение со стороны предприятия;

одноразовые вознаграждения пенсионерам;

3. В форме пользования социальными учреждениями предприятия:

льготы при пользовании услугами столовых предприятия;

снижение квартплаты в служебном жилье;

льготы на строительство жилья;

отдых в домах отдыха, санаториях предприятия;

предоставление льготных условий на пользование детскими дошкольными учреждениями предприятия.

Предприятия предоставляют своим работникам возможность выбора льгот и услуг по своему усмотрению на определенную сумму из своеобразного "меню": заработной платы, пенсий от фирм, страхование жизни, других льгот, выбор времени работы, отпуска и т.д. и их комбинации.

Некоторые зарубежные фирмы используют дополнительные выплаты к заработной плате для стимулирования заинтересованности работника в укреплении здоровья. Это выплаты в виде денежного вознаграждения за отказ от курения, выплаты лицам, не проболевшим ни одного рабочего дня в течение года, выплаты работникам предприятия, постоянно занимающимся спортом. Все средства выплачиваются в конце года и весьма значительны.

Такие дополнительные льготы, выплаты и гарантии, несомненно, увеличивают расходы предприятия на рабочую силу, удорожая стоимость единицы труда. Однако очевидны и положительные стороны социальной политики (повышение мотивации, стабилизация коллектива и др.). Таким образом, социальная политика, реализуемая на предприятии, выгодна и для работников, и для администрации.


[1] Tesner S. The United Nations and Business: a partnership recovered. N-Y: St.Martin’s Press, 2000. P. 32.

[2] Эрхард Л. Благосостояние для всех М.: Дело, 2001. С. 132.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: