Формы государственно-территориального устройства
Оно существует в трех видах:
1. Унитарные государства [они имеют следующие признаки:
1) одна система высших органов государственной власти;
2) одни конституция, финансовая, налоговая и законодательная система;
3) наличие местных органов власти не обладающих признаками суверенитета.
Присущая унитарным государствам централизация проявляется в разных формах и степенях. В некоторых странах местные органы управления вообще отсутствуют. В других они находятся под прямым или косвенным контролем центральной власти. в зависимости от вида контроля различают централизованное или децентрализованное унитарное государство. В некоторых унитарных государствах предоставляется льготный правовой статус отдельным административно-территориальным единицам].
2. Федеративное государство [ оно имеет следующие признаки:
1) две системы высших органов власти: федеральное и субъектов федерации;
2) территория федерации состоит из территорий отдельных ее субъектов, одновременно территории всех субъектов составляют единую территорию страны;
|
|
3) граждане субъектов одновременно являются гражданами всей страны;
4) федерация имеет единые вооруженные силы, финансовую, налоговую и денежную системы;
5) субъекты федерации могут иметь собственные войсковые формирования;
6) основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы.
Субъекты федерации равноправны как между собой, так и в отношениях с федеральным центром, но одновременно могут иметь дополнительные права если это связано с дополнительными функциями или обязанностями. Возможно существование разных форм субъектов.]
3. Конфедерация это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечение их общих интересов. Признаки конфедерации:
1) не имеет общих законодательных, исполнительных и судебных органов;
2) не имеет единых армии, налогов и государственного бюджета;
3) сохраняет гражданство тех государств, которые в него входят;
4) члены конфедерации могут договориться о единой валюте, единых таможенных правилах и межгосударственной кредитной политики на время существования союза.
Как правило конфедерации не долговечны, они либо превращаются в федерацию, либо распадаются.
Существуют три формы режима:
1. Демократический режим. Он имеет следующие признаки:
1) свобода экономической деятельности;
2) гарантированность личных прав и свобод;
3) возможность реального влияния населения на характер государственной деятельности;
4) защищенность личности от произвола и беззаконья;
|
|
5) максимальный учет требований меньшинств индивидуальных и национальных особенностей населения;
6) демократические методы государственного властвования позволяющие преодолеть социальные противоречия в обществе;
7) плюрализм (многообразие мнений) во взаимодействии с другими элементами политической системы;
8) правовой характер деятельности всех государственных органов.
Демократический режим имеет следующие проблемы:
1) чрезмерное социальное расслоение общества;
2) своеобразная диктатура демократии, выражающаяся в авторитарном господстве большинства;
3) слабость государства;
2. Тоталитарный режим противоположен демократии и имеет следующие признаки:
1) полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни;
2) огосударствление общественных организаций;
3) подавление личности, ограничение реальных прав и свобод;
4) примат государства над правом;
5) диктатура одной политической партии;
6) всеохватывающая милитаризация общественной жизни;
7) игнорирование интересов национальных государственных образований и национальных меньшинств;
8) преследование за религиозные и другие официально не признанные убеждения, за инакомыслие.
К сильным сторонам тоталитарного режима относятся высокая устойчивость к различным войнам и кризисам, способность быстро и полно мобилизовать население для решения любых проблем. Низкий уровень преступности.
3. Авторитарный режим (формально антидемократический). Признаки авторитаризма:
1) государство не подавляет личных свобод граждан;
2) существует экономическая свобода;
3) допускаются многопартийность и плюрализм;
4) допускается оппозиционная деятельность и критика власти до тех пор, пока они не представляют угрозы действующему режиму.