Вскрытие месторождений крутыми траншеями
Клетевым подъемником для железнодорожных вагонов.
Схема вскрытия крутой траншеей, оборудованной
В зависимости от типа подъемника могут быть приняты различные углы подъема трассы крутых траншей:
- скиповой - до 45-60˚;
- клетевой - до 45-60˚;
- конвейерный - до 18˚;
- канатно-автомобильный - до 25˚;
Наклонные траншеи сооружают на нерабочем борту (чаще на породах лежачего бока залежи) или в торцах карьера по его предельному контуру.
Преимущества способа:
- возможность подъема горной массы со значительной глубины по крутой траншее, являющейся кратчайшим транспортным путем в карьере;
- минимальный объем породных работ при проходке траншей;
- сравнительно малый срок подготовки карьера к эксплуатации;
- минимальная стоимость транспорта горной массы;
- возможность расположения капитальных траншей по наиболее устойчивым породам.
Данный способ вскрытия применяется для вскрытия пластов и залежей, угол падения которых равен углу погашения борта карьера в породах лежачего бока залежи или больше его. Крутые траншеи закладываются при этом в породах лежачего бока пласта. Объем вскрышных работ по разносу борта карьера в лежачем боку залежи в этом случае значителен.
|
|
Пласты или залежи с крутым падением можно вскрывать крутыми траншеями, заложенными в торцах карьера в их предельном положении. При этом резко сокращается объем горно-подготовительных работ, так как необходима разноска верхних горизонтов до предельного контура только на флангах вместо разноса висячего и лежачего бортов карьера. На каждом фланге карьера можно сооружать по две-три траншеи с наклонными подъемниками, которые обеспечат высокую производительность.
Вариант расположения крутых траншей на флангах карьера по сравнению с их расположением в лежачем борту позволяет сократить объем транспортных работ по доставке породы и полезного ископаемого из экскаваторных забоев к приемным площадкам наклонных подъемников на концентрационных горизонтах.
При выборе внутрикарьерного транспорта для доставки полезного ископаемого и породы к наклонному подъемнику, оборудованному большегрузными скипами, следует ориентироваться на автотранспорт. Это имеет особенно большое значение для организации погрузочно-транспортных работ, когда число экскаваторных блоков на уступе больше двух.
Перегрузка полезного ископаемого и пустых пород из автомашин в скипы происходит при наличии небольшого пространства, устройство перегрузочного пункта в карьере отмечается простотой, перенос его менее сложен, чем при других видах карьерного транспорта и отвечает условиям быстрой и эффективной подготовки новых горизонтов.