Понятие государства и права, их признаки и роль в жизни общества

Оглавление

СВИФТ.

Проект Международного клирингового союза (МКС) был разработан

Кейнсом в апреле 1943 г. в противовес плану Уайта (США) о

реформе послевоенной мировой валютной системы. По замыслу Кей-

нса, МКС предназначен для взаимного зачета требований и обязательств

и межгосударственного валютного регулирования. Кейнс рассматривал

международный клиринг как средство преодоления межгосударственных

противоречий.

Проект МКС основан на следующих принципах.

1. Членами его должны быть центральные банки, которые обязаны предоставлять

руководящим органам любую экономическую информацию. МКС

открывал бы им текущие счета в банкорах - мировых кредитных деньгах -

и осуществлял взаимные безналичные расчеты между ними, а также наблюдал

за обоснованным выпуском банкор.

2. МКС должен был выпустить вместо золотых денег банкоры, которые

приравнивались бы к определенному количеству золота и служили бы базой

для определения валютных паритетов и покрытия дефицита платежных балансов,

т.е. для межгосударственных расчетов. Антизолотая направленность

проекта МКС, основанного на международной валютной единице, отражала

интересы Великобритании, обеспечивая независимость ее валютной политики

от США, где в этот период было сосредоточено почти 75% официальных

запасов золота капиталистического мира.

3. Сальдо взаимных расчетов через МКС должно было покрываться с

помощью взаимных кредитов стран-членов. С этой целью предусматривалось

открытие кредита странам-членам в форме овердрафта (сверх остатка

на текущих счетах) без предварительного депонирования золота или иностранной

валюты.

4. Для каждой страны должна была устанавливаться квота в размере 75%

среднего объема ее внешней торговли за три предвоенных года вне зависимости

от размера ее официального золотого запаса и национального дохода.

Это соответствовало интересам Великобритании.

5. В проекте Кейнса была сделана оговорка о роли МКС в закреплении

валютных зон, особенно стерлинговой, в соответствии с интересами английских

монополий.

6. По замыслу Кейнса, квота должна была служить инструментом регулирования

задолженности страны по отношению к МКС, выступающему одновременно

кредитором и должником. Основная идея проекта МКС проста:

валютная выручка одной страны должна использоваться другой страной, но

предложенные Кейнсом пути ее осуществления сложные.

В результате обсуждения на Бреттонвудской конференции этот

проект был подвергнут острой критике со стороны США, и офици-

ально победил план Уайта о послевоенной реформе мировой валютной

системы. Однако идеи Кейнса о необходимости государственного

и межгосударственного регулирования нашли воплощение

в ЕПС, в Бреттонвудской и Ямайской валютных системах и до сих

пор оказывают влияние на международные валютные и кредитные

отношения.

Клиринговые и платежные союзы в развивающихся странах. Новым

явлением стали многосторонние взаимные расчеты развивающихся

стран в рамках их региональных экономических и валютных группировок.

Характерные черты их взаимных международных расчетов

следующие:

• расчеты проводятся без валютных ограничений;

• валютой платежей служит денежная единица одной из стран-участниц

либо третьей страны, либо международная (региональная) валютная

единица;

• расчеты осуществляются через центральные банки, уполномоченные

банки или фонды;

• сальдо многосторонних расчетов погашается путем предоставления

кредитов странам-должникам.

К началу 2000-х гг. 87 развивающихся стран заключили 148 двухсторонних

клиринговых соглашений. 4 многосторонних клиринга охватывают 13

стран Латинской Америки, 8 - Карибского бассейна, 13 - Западной Африки,

7 - Азии. В 1961 г. создан многосторонний клиринг стран - участниц Центральноамериканского

общего рынка - Центральноамериканская расчетная

палата. Валюта клиринга — региональная валютная единица - центральноамериканское

песо, приравненная к доллару США. Взаимные зачеты охватывают

до 90% суммы платежей.

Соглашение о многосторонних платежах и взаимных кредитах (Соглашение

Мехико, 1966 г.) охватывает более 20% товарооборота 12 стран - участниц

Латиноамериканской ассоциации интеграции. Покрытие дебетовых сальдо

взаимных расчетов осуществляется через специальный фонд. Система многосторонних

зачетов и погашения сальдо позволяет экономить примерно 75%

конвертируемой валюты стран-участниц.

В1968 г. создан Арабский платежный союз в рамках «Общего рынка» арабских

стран, организованного в 1964 г. Валютой многосторонних взаимных

расчетов с 1975 г. служит региональная валютная единица - арабский динар.

С целью развития внутризональной торговли стран Азии и Тихого океана

и ослабления зависимости от доллара США и фунта стерлингов с 1975 г.

функционирует Азиатский клиринговый союз (АКС). Валютой клиринга служит

азиатская валютная единица. В состав АКС входят Бангладеш, Индия,

Иран, Непал, Пакистан, Шри Ланка, а также Бирма. Клиринговая палата

находится при центральном банке Ирана. Банки стран - членов АКС предоставляют

взаимные краткосрочные кредиты в размере 1/12 национального

экспорта и получают кредит, эквивалентный 1/24 импорта для покрытия сальдо

взаимных зачетов.

Ломейские соглашения развивающихся стран об ассоциации с ЕС также

устанавливают принципы регулирования взаимных платежей.

В рамках Карибского общего рынка создан многосторонний клиринг с

расчетами в национальных валютах через центральный банк Тринидада и

Тобаго.

В экономическом сообществе государств Западной Африки вместо двухсторонних

клиринговых соглашений образован многосторонний клиринг с

участием центральных банков ряда стран Африки. Валютой клиринга является

западноафриканская валютная единица.

Через Западноафриканскую клиринговую палату осуществляются почти

все расчеты по текущим операциям платежного баланса. Погашение сальдо

взаимных расчетов осуществляется ежемесячно любой конвертируемой валютой

по соглашению стран. Многосторонний клиринг стран Западной Африки

обеспечивает экономию иностранной валюты благодаря оплате импорта

из стран региона национальными валютами и за счет уменьшения курсовых

потерь при обмене валют.

Взаимные расчеты стран - участниц валютно-экономических группировок

регламентируются соглашениями о клиринговом, платежном

или валютном союзе. Соглашение о клиринге регулирует совместные

операции на основе взаимного зачета требований, что облегчает международные

расчеты, позволяет экономить официальные валютные

резервы. При возникновении дополнительных экспортных возможностей

страны испытывают трудности в их реализации, так как экспорт

ограничен размерами импорта участников валютного клиринга. Платежный

союз в известной мере компенсирует этот недостаток валютного

клиринга, так как сальдо по проводимым в его рамках операциям

покрывается взаимными банковскими кредитами или через

специальный фонд, созданный за счет взносов стран-участниц. Цель

платежного союза развивающихся стран - обеспечить взаимную конвертируемость

их валют и взаимное кредитование для покрытия дефицита

платежного баланса. Операции платежного союза обычно осуществляются

через уполномоченный банк или специально созданный

фонд. В отличие от клирингового и платежного союза валютный союз

развивающихся стран предполагает более тесное валютное сотрудничество,

включая создание межгосударственного центрального банка

для регулирования денежного обращения и международных расчетов.

Клиринговые и платежные союзы ослабляют зависимость развивающихся

стран от иностранного капитала, помогают им совместно

преодолевать трудности развития.

Многосторонние расчеты в переводных рублях. Они осуществлялись

на основании межправительственного Соглашения стран - членов

Совета Экономической Взаимопомощи (1963-1990 гг.) с использованием

коллективной валюты. Этой системе предшествовали двухсторонние

валютные клиринги. Расчеты между двумя странами

осуществлялись путем взаимного зачета встречных требований и обязательств

с погашением сальдо товарными поставками. До 1950 г. в

качестве валюты клиринга использовались разные валюты, преимущественно

доллар США, после 1950 г. - советский рубль. Двухсторонние

валютные клиринги имели ряд недостатков. Во-первых, расширение

взаимного товарооборота лимитировалось объемом экспорта

страны с наименьшим экспортным потенциалом. Во-вторых, сфера

использования остатка средств на клиринговом счете была ограничена

(только для оплаты встречных поставок товаров из страны -

партнера по клирингу). В-третьих, было исключено выравнивание

сальдо клиринговых расчетов за счет внешнеэкономических сделок

с третьими странами.

Международный клиринг позволил в известной мере преодолеть

эти недостатки, так как основан на принципе многостороннего балансирования

товарных поставок и платежей. В Соглашении участвовали

с 1963 г. восемь стран (Болгария, Венгрия, ГДР, Монголия, Польша,

Румыния, СССР, Чехословакия), затем присоединились еще две страны

(в 1976 г. - Куба, в 1981 г. - Вьетнам). Каждая страна - участница

многосторонних расчетов в переводных рублях брала обязательство

обеспечить за определенный период (1-3 года) сбалансированность

поступлений и платежей со всеми партнерами по многосторонним расчетам,

а не с каждым отдельно. Имея на счете переводные рубли, страна

использовала их для оплаты своего импорта. В отличие от традиционного

клиринга расчеты в переводных рублях осуществлялись по каждой

сделке по счетам уполномоченных банков в Международном банке

экономического сотрудничества (МВЭС). На эти счета зачислялись

все поступления, включая кредиты МВЭС. За 27 лет (1964-1990 гг.)

объем операций МВЭС по обслуживанию взаимного товарооборота

стран СЭВ и других межгосударственных расчетов составил 4,5 трлн

переводных рублей.

Система многосторонних расчетов в значительной мере превратилась

в двухстороннюю, и переводный рубль постепенно утратил популярность

в качестве валюты многосторонних расчетов. Страны СЭВ

предпочитали внешнеэкономические сделки со странами с конвертируемой

валютой, оставляя товары более низкого качества для торговли

за переводные рубли. 1988-1989 гг. ознаменовались таможенной

войной ряда стран СЭВ, которые ввели ограничения на вывоз потребительских

товаров. С 1991 г. страны бывшего СЭВ перешли на мировые

цены с использованием конвертируемых валют вместо переводного

рубля.

В 1994 г. подписано соглашение о создании платежного союза стран

СНГ (см. гл. 10, § 10.7).

217 __

Оглавление. 1

Тема 1. Государство и право (2009). 3

1.1. Понятие государства и права, их признаки и роль в жизни общества. 3

1.2. Норма права и нормативно-правовые акты... 7

1.3. Основные правовые системы современности.. 9

Международное право как особая система права. 10

1.4. Закон и подзаконные акты... 11

1.5. Система российского права, его отрасли.. 12

1.6. Правонарушение и юридическая ответственность.. 16

Юридическая ответственность. Понятие, виды... 17

1.7. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство.. 19

Правовое государство.. 20

Тема 2. Конституция Российской Федерации – основной закон государства (2009). 25

2.1. Основы конституционного строя Российской Федерации.. 25

2.2. Особенности федеративного устройства России.. 27

2.3. Система органов государственной власти.. 27

2.4. Основы правового статуса человека и гражданина.. 31

Тема 3. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица.. 35

3.1. Понятие и содержание гражданских правоотношений.. 35

3.2. Граждане как субъекты гражданских правоотношений.. 36

Правоспособность и дееспособность граждан.. 36

Предпринимательская деятельность граждан.. 39

3.3. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений 41

Понятие и правовой статус юридического лица.. 41

Организационно-правовые формы юридических лиц.. 43

3.4. Объекты гражданских прав. Ценные бумаги.. 46

Виды объектов гражданских прав.. 46

Понятие и виды ценных бумаг. 46

3.5. Гражданско-правовые способы защиты нарушенных прав.. 50

3.6. Сроки и исковая давность в гражданских правоотношениях.. 51

Понятие и порядок исчисления сроков в гражданском праве.. 51

Понятие исковой давности, правила ее применения.. 52

3.7. Представительство и доверенность.. 55

Понятие и виды представительства.. 55

Понятие и виды доверенности.. 56

3.8. Сделки в гражданских правоотношениях.. 58

Понятие и виды сделок.. 58

Недействительные сделки.. 59

Тема 4. Право собственности(2009). 64

4.1. Понятие права собственности, содержание и виды права собственности.. 64

4.2. Основания возникновения права собственности.. 66

4.3. Прекращение права собственности.. 67

4.4. Защита права собственности. Способы защиты права собственности 69

Тема 5. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение(2009). 72

5.1. Понятие и виды обязательств.. 72

5.2. Способы обеспечения исполнения обязательств.. 73

5.3. Основания прекращения обязательств.. 76

5.4. Понятие и виды договоров. Порядок заключения, изменения и расторжения договоров.. 77

Тема 6. Правовое регулирование отдельных видов договоров(2009) 83

6.1. Договор купли–продажи.. 83

6.2. Договор поставки.. 85

6.3. Договор подряда.. 87

6.4. Договор аренды... 88

6.5. Общие положения о расчетах. Формы безналичных расчетов 93

6.6. Договор банковского вклада и банковского счета.. 96

6.7. Договор страхования.. 98

Тема 7. Наследственное право (2009). 100

7.1. Понятие наследования и принципы наследственного права.. 100

7.2. Общие положения о наследовании.. 100

Наследование по закону и по завещанию... 101

Тема 8. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву(2009) 106

8.1. Правовая основа брачно-семейных отношений. Понятие семейного права.. 106

8.2. Основные положения брака: заключение, прекращение, недействительность.. 108

8.3. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей и их ответственность по семейному праву.. 109

Тема 9. Трудовой договор. Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение (2009). 113

9.1. Трудовой договор.. 113

9.1.1. Понятие и содержание трудового договора.. 113

9.1.2. Переводы... 116

9.1.3. Прекращение трудового договора.. 118

9.2. Обеспечение занятости высвобождаемых работников.. 120

9.3. Дисциплина труда и дисциплинарная ответственность работника 121

9.4. Материальная ответственность сторон по трудовому договору 123

9.5. Трудовые споры: понятие и виды, порядок их рассмотрения 126

Тема 10. Административные правонарушения и административная ответственность(2009). 130

10.1. Предмет и источники административного права.. 130

10.2. Административные правонарушения и административная ответственность.. 131

10.3. Виды административных наказаний.. 136

Тема 11. Понятие преступления и уголовная ответственность за совершенное преступление(2009). 141

11.1. Понятие, предмет, метод и задачи уголовного права.. 141

11.2. Понятие преступления и категории преступления.. 143

11.3. Уголовная ответственность за совершение преступления.. 149

Тема 12. Экологическое право (2009). 155

12.1. Понятие и метод экологического права. Объекты экологического права.. 155

12.2. Развитие экологического законодательства. Источники экологического права.. 157

12.3. Система экологического права и классификация экологических правовых норм.. 159

Тема 13. 162

Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности (основы финансового права) 2009. 162

13.1. Финансовое право (общая характеристика бюджетного, налогового права) 162

13.2. Понятие и виды финансового контроля. 165

13.3. Правовое регулирование банковской деятельности.. 167

13.4. Ответственность за нарушение банковского законодательства. 171

13.5. Правовое регулирование валютных отношений.. 174

13.6. Ответственность за нарушение налогового законодательства. 178

Тема 14. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны (2009). 185

14.1. Понятие информации и законодательные нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны... 185

14.2. Правовые основы защиты государственной тайны... 194

14.3. Правовые основы защиты коммерческой и служебной тайны и персональных данных гражданин.(2009). 202

Тема 1. Государство и право (2009)

Государство представляет собой сложное явление. Считается, что сам термин «государство» вошел в научный оборот во времена Н. Макиавелли (Х в.).

Многие исследователи подчеркивали, что государство представляет собой объединение, корпорацию, общность людей, проживающих на определенной территории и подчиненных политической власти, способной применять принуждение. Рассматривая государство с разных позиций — философской, исторической, социологической, юридической, географической и др., можно выделить лишь те или иные аспекты (характеристики) государства. Необходимо определить основные признаки, отличающие государство от государственной организации общества и негосударственных организаций (политических партий, общественных организаций и пр.).

Прежде всего, отличие государства состоит в том, что в нем присутствует аппарат власти и управления. Он состоит из людей, для которых выполнение властных и управленческих функций является основным занятием, т. е. они осуществляют свою деятельность на профессиональной основе. Через систему своих органов и учреждений государство осуществляет непосредственное руководство обществом, закрепляет и реализует определенный режим политической власти, защищает неприкосновенность своих границ. В государстве власть действует через систему законов - этим она отличается от власти в догосударственном обществе.

Публичная власть — один из главных признаков государства. В первобытном обществе власть не носила политического характера, потому что родовая община не была дифференцирована по интересам и потребностям. Они были одинаковы у всех и сводились к выживанию и воспроизводству человечества. И только с дифференциацией общества на различные группы, слои, классы появляются разнообразные интересы у индивидов, и регулирование этих интересов означает политику. Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами и классами населения, государственная власть приобретает политический характер. Но она не представляет собой власти всего общества, а стоит над обществом, отделена от него, приобретает самостоятельность (автономность) по отношению к другим источникам власти. Независимо от того, на кого возложено исполнение властных полномочий — на отдельную личность (монарха, президента) или на какой-либо орган, — они действуют от имени государства, в качестве его органов, представителей, на которые возложено выполнение публичных функций.

Публичная власть осуществляется комплексом учреждений, специальных служб, органов, образующих государственный аппарат, для которого характерны:

· осуществление управления обществом;

· обладание властными полномочиями вплоть до применения принуждения;

· наличие особого слоя людей, для которых работа в государственном аппарате является профессией;

· право принятия общеобязательных для исполнения актов.

Власть государства распространяется на всех людей, населяющих территорию данной страны. Это означает, что государство имеет свою территорию, определяет и защищает свои границы от вторжений.

В состав государственной территории входят:

1. сухопутная территория (включая недра и континентальный шельф);

2. водная территория, к которой относятся: а) внутренние воды, в том числе морские воды, воды портов, воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, если их ширина не превышает 24 морские мили; б) территориальное море — полоса прибрежных морских вод шириной не более 12 морских миль;

3. воздушное пространство над сухопутной и водной территориями, а также территориальным морем;

4. территории посольств, военных кораблей, морских, речных и воздушных судов, находящихся вне территории государства, космических кораблей и станций, а также других объектов в космосе и открытом море, принадлежащих данному государству.

Кроме того, признаком государства является наличие постоянного населения, проживающего на данной территории. В качестве основных признаков государства называют единый язык общения, наличие армии, единой системы обороны и внешней политики и др. Также важным признаком государства, отличающим его от иных политических образований общества, является суверенитет.

Государственный суверенитет — это самостоятельность, верховенство, независимость государственной власти при осуществлении ею своей политики как в пределах территории государства, так и в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм. Суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т. е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, внутренней и внешней политики, ее полноправие в определении жизни общества в пределах своей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства определяется исключительными полномочиями государства осуществлять правотворчество, т. е. издавать, изменять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население данного государства, кроме лиц, обладающих правом дипломатического иммунитета. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.

Налогообложение — один из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат, развивать экономику, культуру, поддерживать жизнедеятельность общества. У государства нет других источников доходов, кроме налогов, да еще природных богатств, земли и др. Но эти источники относятся к числу иссякаемых. Налоги же существуют всегда. Только государство вправе устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на его территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и организаций.

Государство можно определить как властно-политическую организацию общества, обладающую специальным аппаратом принуждения и распространяющую свои полномочия на определенную территорию. Наряду с этим существует и другое определение государства. Это — общность людей, объединенных единой территориальной организацией и подчиненных политической (публичной) власти, располагающей особыми средствами принуждения, применяемыми в необходимых случаях.[1]

Право — это система формализованных общезначимых и общеобязательных правил поведения (норм), реализуемых через взаимные субъективные права и юридические обязанности и охраняемых публичной властью государства.[2] С одной стороны, право может пониматься как некое средство социального контроля, с другой — как специфический порядок отношений, связанный с властью государства. Очень часто право воспринимается как система общеобязательных правил поведения, установленных государством. Право рассматривается и как определенная мера свободы, на основе которой человек поступает тем или иным образом.

Право — это широкое социальное явление, оно управляет поведением субъектов. Основу права составляют социальные правила или нормы. Однако было бы неверно сводить понятие "право просто" к системе норм, ведь оно включает в себя и сами общественные отношения.*

Наиболее общие признаки права:

· социальность;

· общеобязательность;

· нормативность;

· формализованность;

· неперсонифицированность.

Государство и право функционируют в определенном обществе. Общественная потребность в праве необходима:

для установления единого порядка отношений людей в обществе, государстве и народов в мировом сообществе, а также для поддержания единого порядка в условиях расслоения общества на социальные группы и ограничения, смягчения силового противостояния социальных групп народов и государств. Кроме того, право воздействует на все сферы жизни общества (экономику, политику, мораль, духовную культуру, религию, экологию).

В политической системе общества государство играет особую роль как собственник основных средств производства, определяет главные направления развития общества, выступает организацией всех граждан, осуществляя правотворчество, располагая специальным аппаратом управления и принуждения, обладает суверенитетом. Является единственной полновластной организацией в масштабе всей страны, характеризуется единством законодательных управленческих и контрольных функций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: