ПРАВООТНОШЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ
Нормы права это факты реальной действительности, конкретные жизненные обстоятельства, с которыми законодательство связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические факты формируются в гипотезах правовых норм. Юридические факты подразделяются на события и действия.
События - юридические факты, происходящие независимо от воли людей (наводнения, землетрясения и др.).
Действия - юридические фаты, которые совершаются осознанно и по воле человека. Действия подразделяются неправомерные и неправомерные. К правомерным действиям относятся: юридические поступки; юридические акты.
Юридические поступки - правомерные действия, которые независимо от намерений лица влекут наступление юридических последствий, (например, опубликование автором своего произведения влечет возникновение прав автора).
Юридические акты - правомерные действия, совершаемые с целью достижения определенных юридических последствий. Сделки юридических актов выделяют административные акты и гражданско-правовые акты.
Административные акты - действия органов государственного управления и органов местного самоуправления.
Гражданско-правовые акты - правомерные действия граждан и организаций, направленные на заключение договоров, контрактов, соглашений в сфере имущественных и связанных с ними неимущественных отношений.
К неправомерным действиям относятся: причинение вреда, преступление, нарушение договорных обязательств, приобретение имущества на незаконных основаниях и т. п.
Система права РФ четко структурирована и имеет свою иерархию. Ведущей отраслью права является конституционное право. Эта отрасль права устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, права человека, порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности. Ведущий характер конституционного права состоит в том, что основным его источником является Конституция, содержащая базовые нормы для всех остальных отраслей права, где эти нормы находят свое конкретное воплощение и развитие.
Далее система права подразделяется на 3 основных отрасли, которые составляют первый уровень системы права:
«Административное право» которое регулирует отношения в сфере государственного управления;
Гражданское право, которое регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения;
Уголовное право, которое регулирует отношения охраны общественного порядка, защиты жизни и здоровья граждан и нормы которого определяют характер преступлений и устанавливают размеры наказаний.
Гражданское право - самое большое по охвату регулирования общественных отношений - содержит определяющие начала для следующих отраслей права:
а) трудовое право. Регулирует отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности людей;
б) хозяйственное право. Регулирует общественные отношения в сфере хозяйственного и имущественного оборота;
в) земельное право. Регулирует отношения, связанные с использованием и охраной земли;
г) семейное право. Рейдирует имущественные и некоторые неимущественные отношения между супругами, родителями и детьми;
д) таможенное право. Регулирует отношения, складывающиеся в ходе перемещения товаров, граждан, транспортных средств через таможенную границу государства.
Близкими к административному праву можно считать финансовое право, банковское право, налоговое право и др.
Второй уровень уголовного права представлен уголовно-исполнительным правом, нормы которого регулируют отношения, связанные с осуществлением правосудия по уголовным делам, определяют порядок отбывания осужденными уголовного наказания.
Третий уровень указанных основных отраслей права представлен следующими отраслями процессуального права;
- гражданское и арбитражное процессуальное право;
административно-процессуальное право;
уголовно-процессуальное право.
Отдельно от всех отраслей права стоит международное право, которое также подразделяется на частное и публичное.
Формы систематизации законодательства:
- кодификация - деятельность по упорядочиванию, корректировке и переработке действующего законодательства в конкретной области общественных отношений с целью создания нового единого сводного акта. Обычно выделяют 3 вида кодифицированных актов:
основы законодательства;
кодексы;
уставы (положения).
- инкорпорация - в отличие от кодификации представляет собой объединение действующих нормативных актов без их переработки. Инкорпорация бывает:
1. Хронологической, когда нормативные акты в сборниках расположены в зависимости от времени их принятия, (например, «Собрание актов Президента и Правительства»);
2. систематический, когда принятые, например, за истекший месяц нормативные акты группируются по предметному признаку, т. е. по отраслям права;
- консолидация - это объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания.