Первый этап формирования психологических знаний

Глава 2. История психологии

Классификация психических явлений

Общее понятие о психике

Психика - функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но неотделимых от них психических процессов, свойств и состояний.

Психическое отражение мира всегда совершается в активной деятельности. В психике представлены и упорядочены события прошлого, настоящего и возможного будущего. У человека события прошлого выступают в данных опыта, представлениях памяти; настоящего – в совокупности образов, переживаний, умственных актов; будущего – в побуждениях, намерениях, целях, фантазиях и пр.

Психика, как отражательная способность есть и у животных. Но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.

Сознание характеризуется:

1. активностью,

2. интенциональностью – направленностью на предмет,

3. способностью к рефлексии, самонаблюдению, т.е. осознанию самого сознания,

4. мотивационно-ценностным характером,

5. различной степенью ясности.

В современной психологической науке выделяют различные состояния сознания:

1) бессознательное состояние — экстремальное состояние, при котором регистрируются лишь психовегетативные реакции; проявления познавательных и эмоциональных процес­сов отсутствуют;

2) сон — состояние, которое предполагает переживание сновидений, различающихся степенью связанности: от отдельных образов до их упорядоченных последовательностей; допускает подпороговое восприятие и частичное запоминание содержания сновидений;

3) бодрствование — состояние осознания окружающего мира и себя, доступное самонаблюдению. Оно включает весь спектр психических проявлении в модусе осознания — восприятие, воспоминание, внимание, мышление и саморегуляцию;

4) к особой группе относятся измененные состояния сознания — гипноз и состояния, возникающие под влиянием психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков и др.).

Психика проявляется в 3-х видах: психических процессов, психических состояний и психических свойств.

1. Психические процессы – психические функциональные системы в действии. Их характеризует процессуальность, динамика факта, длительность от нескольких секунд до минут.

а) Познавательные процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение),

б) Эмоциональные процессы (радость, гнев, тревога, страх),

в) Волевые процессы (борьба мотивов, принятие решение).

2. Психические состояния – внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени. Их характеризует относительное постоянство факта, их длительность от нескольких часов до нескольких недель, месяцев.

а) Проявление чувств (аффекты, настроение, фрустрация, стресс),

б) Проявление внимания (сосредоточенность, рассеянность),

в) Проявление мышления (сомнения, готовность к активному поиску решения).

3. Психические свойства (качества) – индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром. Их характеризует устойчивость психического факта, его закрепленность и повторяемость в структуре личности, они сохраняются в течение нескольких лет (иногда всю жизнь).

а) Качества ума (самостоятельность ума, гибкость, быстрота ума),

б) Характер:

в) Темперамент (сензитивность, ригидность, реактивность),

г) Способности (математические),

д) Свойства чувств (вспыльчивость, сентиментальность),

е) Направленность личности (интересы дела).

В истории психологии выделяют период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин и период становления психологии как самостоятельной научной дисциплины.

Возникновение элементов психологического знания следует отнести к тем далеким временам, когда человек впервые осознал, что он существенно отличается от всего другого в окружающем мире. Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля.

Прямое продолжение в современной психологии имеет учение Гиппократа о темпераментах. Нарушение здоровья Гиппократ соотносил с дисбалансом различных «соков», присутствующих в организме. Соотношение этих пропорций Гиппократ назвал темпераментом. Названия четырёх темпераментов дошли до наших дней: сангвинический (преобладает кровь), холерический (преобладает жёлтая желчь), меланхолический (преобладает чёрная желчь), флегматический (преобладает слизь). Своей теорией Гиппократ положил начало научной типологии, без которой не возникли бы современные учения об индивидуальных различиях между людьми. Источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма. Душевные качества ставились в зависимость от телесных.

Один из наиболее известных мыслителей Древней Греции Сократ был мастером диалога. Подбирая определённые вопросы, Сократ помогал собеседнику узнать, что скрыто в его сознании. Создание техники диалога впоследствии стали называть «сократическим методом». В его методике содержались идеи, сыгравшие через много столетий ключевую роль в психологических исследованиях мышления (диалогизм мышления и зависимость от задач, создающих препятствие в её привычном течении).

Опираясь на опыт Сократа, доказавшего нераздельность мышления и общения, Платон сделал следующий шаг. Он описал внутренний диалог, который не нашел отражения в методе Сократа. Феномен, описанный Платоном, известен современной психологии как внутренняя речь, а процесс её порождения из внешней (социальной) речи получил название «интериоризация» (от лат. internus – внутренний). Далее Платон попытался выделить и разграничить в душе различные части и функции. Он сравнивал человека с возницей, правящем колесницей, в которую впряжены два коня: дикий, рвущийся из упряжи, и породистый, поддающийся управлению. Возница символизирует разумную часть души, а кони - два типа мотивов: низшие и высшие. Идея личности, раздираемой конфликтами, стала ведущей в психоанализе З.Фрейда спустя несколько столетий.

Работа по построению предмета психологии принадлежала Аристотелю. Его психологическое учение строилось на обобщении медико-биологических фактов и привело к формулированию главных принципов психологии: организации (системности), развития и причинности.

Одновременно с построениями этих научных школ проводились важные исследования в медико-биологических областях знания. Врачи Александрийского научного центра Герофил и Эразистрат установили анатомо-физиологические различия между чувствительными нервами, идущими от органов чувств (глаза, уши, кожа и др.) к мозгу и двигательными волокнами, идущими от мозга к мышцам. Открытие было забыто, но через две с лишним тысячи лет вновь установлено и легло в основу важнейшего для психологии учения о рефлексах.

В VII веке на фундаменте ислама произошло объединение арабских племён. Появлялся мощный культурно-научный строй, в котором проявились крупнейшие умы. Среди них особо следует выделить среднеазиатского врача XI века Абу Али Ибн Сину, известного в Европе как Авиценна.

Ибн Сина был одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. При этом важное значение он придавал воспитанию. По мнению Авиценны, взрослые, вызывая у детей те или иные аффекты, изменяющие течение физиологических процессов, формируют их натуру.

Развитие техники побудило ученых к созданию теорий, сравнивающих живой организм с машиной. Например, Рене Декарт (1596 - 1650гг.) представил теоретическую модель организма как механически работающего автомата.

Позднее Декарт ввёл понятие о рефлексе, ставшее фундаментальным для психологии. Схема рефлекса сводилась к следующему. Внешний импульс приводит в движение лёгкие воздухообразные частицы, «животные духи», заносимые в мозг по «трубкам», из которых складывается периферическая нервная система, оттуда «животные духи» отражаются к мышцам. Схема Декарта объяснив движущую телом силу, открыла рефлекторную природу поведения.

Одно из важнейших для психологии сочинений Декарта называется «Страсти души». В нём учёный не только «лишил» душу царственной роли во Вселенной, но и назвал ее субстанцией, равноправной другим субстанциям природы. Произошёл переворот в понятии о душе. Предметом психологии стало сознание.

В XVIII веке в Европе, когда продолжался процесс укрепления капиталистических отношений, развивалось новое движение – Просвещение. Его представители считали главной причиной всех человеческих бед невежество.

В соответствии с ньютоновским пониманием природы английский врач Гартли (1705-1757гг.) предполагал, что психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения первичных сенсорных элементов. К примеру, поведение ребёнка регулируют две мотивационные силы – удовольствие и страдание.

В эпоху Просвещения возникли два направления в разработке проблем психологического познания: трактовка психики как функции высокоорганизованной материи – головного мозга, что способствовало экспериментальному изучению психических явлений и учение, согласно которому индивидуальная психика определяется социальными условиями, нравами, обычаями и духовным миром людей.

В начале XIX века вновь были открыты различия между чувствительными и двигательными волокнами периферической нервной системы, описана рефлекторная дуга.

Революцию в психологическом мышлении произвело учение Чарльза Дарвина (1809-1882гг.), из которого следовало, что человек произошел от обезьяны. Ч.Дарвин указывал на естественный отбор как фактор выживания организмов во враждебной внешней среде. Поэтому психику следует как элемент адаптации организма к внешней среде.

В разграничении психики и сознания большое значение имели исследования гипноза. Основателем научной гипнологии следует считать португальского аббата Фариа, который впервые использовал методику словесного погружения в гипноз. В конце 70-х годов XIX века изучением гипноза занялся французский невропатолог Жан Мартен Шарко (1825-1893), учитель и наставник молодого австрийского врача З.Фрейда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: