Психоанализ. Глава 3. Основные школы психологии

Глава 3. Основные школы психологии

3.1.2 Психоаналитическая теория

Базовыми понятиями психоанализа являются сознание, бессознательное и подсознательное.

Сознание – небольшая часть ума, включающая то, что мы сознаем в данный конкретный момент времени.

Бессознательное включает в себя инстинктивные элементы: сексуальный инстинкт (эрос), инстинкт жизни, инстинкт разрушительной агрессии (тонатос). Инстинкты – это силы, побуждающие людей к действию, каналы, по которым может протекать психическая энергия. Фрейд выделял 2 врожденный инстинкта. Их направленность – биологический конфликт созидания и разрушения. Источник эроса – либидо, слепой инстинкт, не знающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается. Количество либидо измеримо и дается от рождения. Когда его много, человек деятельный, энергичный. Если мало, человек пассивный, не способный к серьезным вещам. Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинкт стремления к смерти (Тонатос как антипод Эросу), по Фрейду, этот инстинкт включает в себя и инстинкт самосохранения. Под именем Тонатос имелось в виду не только особое тяготение к смерти, но и к уничтожению других, стремление к агрессии.

Подсознание – часть бессознательного, которое легко может стать частью сознания. Сюда относятся те фрагменты памяти, которые за ненадобностью уходят из нашего сознания, а также тот материал, который подвергнут цензуре. Проявление подсознания часто замечаются человеком или окружающими.

3.1.3. Структура личности.

Структуру личности Фрейд представлял в виде 3-х инстанций: Ид (Оно), Эго (Я), Супер-Эго (Сверх-Я).

Под Ид понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Эго.

Эго следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Эго посредник между стимулами, идущими как из внешней среды, так и из глубин организма и ответными двигательными реакциями. К функциям Эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от Ид).

Особое значение придавалось Супер-Эго, которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказывающим агентом. Если Ид предопределен генетически, а Эго – продукт индивидуального опыта, то Супер-Эго - продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейду, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. Супер-Эго образуется благодаря механизму идентификации ребенка с родителем, который служит для него моделью. Если Эго примет решение или совершит действие в угоду Ид, но в противовес Супер-Эго, то оно испытывает наказание в виде угрызений совести, чувства вины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: