Аналитическая психология

3.2.2. Понятие об интроверсии и экстраверсии

Основное в концепции Юнга – это вопрос о том, куда обращен круг интересов личности: во внутрь Я (интроверт) или во вне (экстраверт).

Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носителя энергии с внешним миром. Данный тип естественно и спонтанно проявляет интерес к окружающему миру – другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству. Экстраверт ощущает себя наилучшим образом, когда имеет дело с внешней средой, взаимодействует с другими людьми. И делается беспокойным и даже больным, оказываясь в одиночестве, однообразной среде.

Интроверт устремляет свое либидо вовнутрь, связывая психическую энергию со своим внутренним миром, мыслями, фантазиями или чувствами. Такой тип уделяет значительный интерес и внимание не объекту, а своим внутренним реакциям и образам. Наиболее комфортно интроверт чувствует себя в то время, когда он освобожден от обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам.

Любой реальный человек несет в себе обе тенденции, но обычно одна развита несколько больше, чем другая. В идеале Юнг видит пластичность, то есть умение пользоваться одной из этих ориентаций там, где она более подходит.

3.2.3. Психические функции

Экстраверсия и интроверсия всего лишь две из многих особенностей человеческого поведения. В дополнение к ним Юнг выделял четыре основные психические функции: мышление, чувствование, ощущение и интуицию.

Мышление есть рациональная способность структуировать и синтезировать разрозненные данные путем концептуального обобщения. Оно дает имя вещи и вводит понятие.

Чувство - функция, определяющая ценность вещей, измеряющая и определяющая человеческие взаимоотношения. Мышление и чувство - функции рациональные, поскольку мышление оценивает вещи под углом зрения «истина – ложь», а чувство – «приемлемо – неприемлемо». Эти функции образуют пару противоположностей, и если человек более совершенен в мышлении, то ему явно не достает чувственности.

Ощущение – функция, которая говорит человеку, что нечто существует, но не называет это нечто. В ощущении предметы воспринимаются так, как они существуют сами по себе в действительности.

Интуиция определяется как восприятие через бессознательное. Функции ощущения и интуиции являются иррациональными - внешним и внутренним восприятием, независимым от каких либо оценок.

В свою очередь, рациональные и иррациональные функции действуют взаимоисключающим образом. Все четыре функции представлены двумя парами противоположностей: мышление – чувство, ощущение – интуиция.

Хотя каждый индивид потенциально располагает всеми четырьмя функциями, в действительности одна из них обычно оказывается наиболее развитой, нежели остальные. Ее называют ведущей. В соответствии с ведущей функцией выделяются четыре функциональных типа: мыслительный, чувственный, сенсорный, интуитивный. В совокупности с интраверсией – экстраверсией образуются 8 типов: мыслительный экстраверт, сенсорный экстраверт т.д.

3.2.4. Структура личности

3.2.5. Коллективное бессознательное

Помимо личного бессознательного существует еще и коллективное бессознательное, которое содержит в себе опыт развития всего человечества и передается от поколения к поколению. По убеждению Юнга, психика ребенка не является «чистой доской», а содержит в себе определенные структуры (архетипы), которые в дальнейшем влияют на развитие ребенка, на формирование его Я и его взаимодействия с внешней средой.

Архетип - форма без собственного содержания, которая организует и направляет психические процессы. Архетип можно сравнить с сухим руслом, которое определяет рельеф реки, но рекой может стать лишь тогда, когда по нему протечет вода. Архетипы проявляют себя в виде символов: образы героев, мифы, фольклор, обряды, традиции, сны.

Персона – верхний слой личностного сознательного. Это визитная карточка Я. Это манера говорить, мыслить, одеваться. Это характер, социальная роль, способность самовыражаться в обществе. Это маска для условного обозначения той или иной роли. Положительные качества – подчеркивает индивидуальность, способствует коммуникации, служит защитой от вредоносных влияний среды. Отрицательные качества – социальной роли придается слишком большое значение и персона может задушить индивидуальность.

Эго - центр сознания и создает ощущение осознанности и последовательности наших мыслей и действий. Эго связано с бессознательным, при нарушении этой гармоничности возникает невроз.

Тень - центр личного бессознательного. Сюда относятся желания, тенденции, переживания, которые отрицаются человеком как несовместимые с существующими социальными стандартами.

Анима и Анимус - представление о себе как мужчине и женщине, вытесненные в бессознательное как нежелательные для данного индивида. Анима у мужчин носит женское содержание, Анимус у женщин – мужское. Каждый мужчина в глубине души – женщина, и каждая женщина – мужчина. Индивидуальное проявление мужской Анимы и женского Анимуса складывается под воздействием родительских черт.

Самость – архетип целостности личности. Самость – вся личность, вся личность не поддается описанию, поскольку бессознательное не может быть описано. Самость объединяет сознательное и бессознательное, она является центром целостности Я, как Эго – центром сознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: