Слуховое восприятие

Рис. 7.

Рис. 6.

Рис. 5.

Рис. 4. д

Рис. 4. г

Рис. 4. в

Рис. 4. б

Рис. 4 а

Рис. 2.

Рис. 1. а б

Зрительное восприятие

3рительный анализатор представляет собой сложную систему физиологических механизмов. Исследованиями установлено, что глаза человека находятся в постоянном движении, что является необходимым условием построения адекватного образа.

Восприятие яркости и цвета. Одной из характеристик восприятия является его константность, т.е. мы узнаем предметы вне зависимости от того, насколько ярко они освещены, или как искажается их цвет в зависимости от природных условий. На это влияем прошлый опыт человека.

Восприятие формы предмета. Исследованием этого вида восприятия подробно занимались гештальт-психологи. Именно они ввели в науку понятие фигуры и фона. В каждый момент времени среди бесчисленного количества предметов только один выступает на первый план и воспринимается как фигура, остальные же являются фоном. В некоторых случаях необходимым условием восприятия фигуры является выделение контура – границы между фигурой и фоном, которые отличаются цветом, яркостью, узором и т.д. Но это не обязательное условие.

У фигуры на рис. 1а контур только намечен, но она воспринимается вполне отчетливо. В то же время на рис. 1б присутствуют те же самые элементы контура и, тем не менее, увидеть фигуру на этом рисунке очень трудно.

Гештальт-психологами были выведены несколько законов выделения фигуры из фона:

Сходство. В фигуру объединяются элементы, имеющие близкие свойства, обладающие похожими формой, цветом, величиной (рис. 2).

2.Близость. Из множества элементов в одно целое объединяются те, которые пространственно ближе всего расположены друг к другу.

 
 

3. «Общая судьба». Если группа элементов движется относительно окружения в одном и том же направлении и с одинаковой скоростью, то они воспринимаются как самостоятельная фигура.

4. «Вхождение без остатка». Перцептивное объединение элементов осуществляется таким образом, чтобы все они были включены в образующуюся фигуру. Закон «Вхождение без остатка» противоположен закону близости: если группируются близкие элементы, то воспринимаются две узкие полосы, но если крайние линии включаются в фигуры, то воспринимаются три широкие полосы (рис.3).

 
 

Рис. 3.

5. Закон хорошей линии организует восприятие нескольких пересеченных контуров (рис. 4а). Обычно человек раскладывает подобную сложную фигуру на прямую и кривую с двумя закруглениями (рис. 4б и 4в), хотя рисунок мог бы состоять из элементов показанных на рис. 4г и 4д.

6. Замкнутость. Скорее воспринимается фигура с закрытым контуром, чем с открытым. (рис. 5).

7. Установка наблюдателя. В качестве фигуры обычно выступают те элементы, на которые обращено внимание наблюдателя. Например, на рисунке 6 в зависимости от того, на какой край рисунка направлено внимание, легче воспринимается ряд колонок, с утолщением или сужением в середине.

8. Прошлый опыт. Этот закон вступает в действие, когда изображение имеет определенный смысл. Например, если без промежутков написать осмысленную фразу, то перцептивно она все же распадается на части, соответствующие отдельным словам: СОБАКАЕСТМЯСО. Другим примером может служить восприятие непонятных (рис. 7).

Для неопытного наблюдателя этот рисунок представляет собой случайное нагромождение линий, однако, как только он узнает, что на рисунке изображены солдат с собакой, проходящие мимо дыры в заборе, линии объединяются в одно осмысленное целое.

Главным отличием слухового восприятия от зрительного и осязательного является отражение элементов во времени, а не пространстве.

В процессе социальной истории человечества сложились две объективные системы, которые оказывают влияние на кодирование слуховых ощущений человека в сложные системы слухового восприятия. Это ритмико-мелодическая (музыкальная) система кодов и фонематическая система кодов (языковая).

Слуховое восприятие как и любой другой вид является активным процессом, включающим в свой состав моторные компоненты. Специфика слухового восприятия заключается в том, что двигательные компоненты выделены в особую систему пропевания голосом для музыкального слуха и проговаривания для речевого слуха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: