Специфика проведения он-лайновых опросов в Интернете

Примерные планы занятий с использованием Интернет

I. Учебное занятие "Социальные проекты в Интернет-сети" (продолжительность – 2 академических часа).

Основной вид работы- самостоятельная работа в минигруппах до 4 человек, в каждую входят студенты владеющие навыками работы в Интернет и одним из иностранных языков (английский или немецкий). Необходимое оборудование - компьютеры с подключенным Интернетом по числу мини-групп.

Организационный этап занятия (10 мин.) Деление на группы, определение рабочего места каждой группы, техническое подключение к сети, ознакомление с заданием, уточняющие вопросы.


Таблица

Виды работ + - ?
Выборка Потенциально большое количество респондентов; возможность осуществления сложных целевых выборок; ускорение построения экспертных выборок; возможность проведения интернациональных опросов Нерепрезентатив-ность выборки по многим проблемам Появление "респондентов-профессионалов", постоянной сети опрашиваемых
Организация опроса и обработка данных Экономия времени, средств, кадров; быстрота обработки данных; возможность корректировки инструментария оперативно в ходе пилотажа; возможность стимулирования участия путем пересылки виртуальных подарков, открыток и т.п.; возможности программного контроля за выполнением заданий; возможности социального контроля, контроля заказчиков на различных этапах получения и обработки информации Многоразовое участие (особенно в случае обещания вознаграждения или лотереи) Возможность получения огромного массива данных и, вследствие этого, сужение возможностей качественного анализа данных
Взаимодействие социолога и респондента Обратная связь респондента и социолога без посредника-анкетера; возникновение у респондента эффекта личного воздействия на социальные процессы, осознание причастности к науке Невозможность уточнения вопросов у анкетера  
Анализ содержания ответов респондентов Возможность прочтения всех ответов респондентов из-за читабельности шрифта Произвольные ответы на вопросы с последующим просмотром оперативных данных; навязывание респонденту суждений и оценок через оперативную обратную связь; намеренное искажение информации о себе Влияние особенностей компьютера; использование респондентами «виртуальной орфографии» и сложность ее интерпретации

Задания для групповой работы:

1. www.millennium.ru

Посетите сайт, посвященный встрече третьего тысячелетия. Найдите описания проектов, представленных на сайте. www.millennium.ru/project/komitet/Текущие проекты – конкурс проектов. Составьте список всех социальных проектов по встрече тысячелетия. Выберите один из проектов, изучите, составьте краткое описание, дайте оценку жизнеспособности проекта.

2. www.expo2000.de (немецкий и английский языки)

Официальный сайт всемирной выставки в Ганновере: новаторские научные достижения, новые идеи защиты окружающей среды, интернациональная культура. Перед началом работы с сайтом выберите язык, которым владеют члены вашей мини-группы. Ознакомьтесь с проектами, представленными Россией, составьте их краткое описание. Выберите по одной развитой, одной развивающейся стране, а также по одной стране бывшего СССР, составьте описание одного из социальных проектов, представляемых на выставке.

3а. www.zukunftsnet.de (для группы с немецким языком)

Страница "Сеть будущего" – сайт дискуссий о будущем, широкий выбор статей по экономике, науке, общественным проблемам. Посетите одну из страниц: дискуссионный центр о будущем, "Story-center"- страница прозрений посетителей сайта, "город будущего". Зафиксируйте направленность социальных прогнозов.

3б. www.WorldFutures.org (для группы с английским языком)

Сайт семинара “В поиске будущностей”, который состоялся в июне 2000 года в Турку Финляндия. Ознакомьтесь с вопросами, обсуждаемыми на семинаре. Составьте тезаурус (общий свод понятий, терминов и т.п.), связанных с проблемами социального прогнозирования.

В течение занятия преподаватель оказывает индивидуальную помощь в группах, осуществляет текущий контроль за выполнением задания. Итоговый контроль выполнения заданий может осуществляться в письменной форме (в конце занятия) или устной (на следующем занятии по курсу).

II. Учебное занятие по курсу "Гендерная социология" (продолжительность занятия – 2 академических часа).

Основной вид работы - самостоятельная индивидуальная работа студентов, допускается работа в минигруппах до 3 человек для студентов, не владеющих навыками работы в Интернете. Необходимое оборудование - компьютеры с подключеннным Интернетом по числу пользователей.

Организационный этап занятия (10 мин.) Деление на группы, определение рабочего места каждого пользователя, получение карточки с заданием, ознакомление с ней и уточняющие вопросы.

Карточка с заданием.

1. Проведите аналитическую работу с поисковыми системами русско-язычного Интернета (Yandex, Rambler и др.) Проведите запросы по ключевым словам: гендерная социология, женщина, мужчина, женщина и развлечения, женщина и общество, гендер, гендерная политика, положение женщин, феминология и др. (всего 5-7) Включите семейный фильтр, который автоматически исключает из списка "нехорошие" страницы. Заполните таблицу.

Ключевые слова для запроса Количество найденных документов Количество документов (семейный фильтр) % "нехороших страниц"
       

Сделайте вывод об информации "для женщин" и "о женщинах", "для мужчин" и "о мужчинах" в Интернете.

2. Выберите один из сайтов, представляющих материалы для женщин или для мужчин. Проверьте наличие чата на сайте. Войдите на чат. Проведите анализ чата за определенный период времени (до 1 часа). Методом контент-анализа и качественного анализа проведите исследование протокола чата. Количество участников чата, распределение по полу, возрасту, социальному статусу, другим показателям. Проблематика чата. Наличие и характер обсуждаемых специфических гендерных проблем. Дополнительная информация.

3. Самостоятельный поиск данных социологических исследований по заданной проблематике. Выберите электронную публикацию на заинтересовавшую Вас тему. Найдите ее в сети и ознакомьтесь с текстом. Зафиксируйте важные для Вас данные, факты, цифры, которые Вы будете использовать при подготовке письменного эссе на эту тему. С помощью поисковой системы попробуйте найти дополнительные источники по этой проблеме.

В течение занятия преподаватель оказывает индивидуальные консультации. Контроль выполнения заданий осуществляется в письменной форме: по первому и второму заданию - в форме ответов на контрольные вопросы, по третьему заданию - в форме эссе с размышлениями по изученной проблеме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: