Задача.
Примеры решения типовых задач.
Оценить рискованность проектов А и В, если известны данные, приведенные в таблице 19.
Таблица.
Возможные значения конъюнктуры инвестиционного рынка | Проект А | Проект В | |||||
Расчетный доход, тыс. руб. | Вероятность | Сумма ожид. доходов | Расчетный доход, тыс. руб. | Вероятность | Сумма ожид. доходов | ||
Высокие | 0,25 | 0,2 | |||||
Средние | 0,5 | 0,6 | |||||
Низкие | 0,25 | 0,2 | |||||
В целом | |||||||
Решение:
Сравнивая данные по инвестиционным проектам можно увидеть, что величины доходов по проекту “А” колеблются от 200 до 600 при сумме ожидаемых доходов в целом – 450. По проекту “В” ожидаемый уровень доходов колеблется от 100 до 800. Даже такое простое сопоставление позволяет сделать вывод о том, что риск инвестиционного проекта “А” значительно меньше, чем проекта “В”, так как колеблемость расчетного дохода проекта “В” выше.
Результаты расчета среднего квадратического отклонения приведены в таблице
|
|
Таблица
Название проекта | Возможн. Значения конъюнктуры рынка | Pvi | PVср | (Pvi-PVср) | (Pvi-PV)2 | Pi | (Pvi-PV)2 *Pi | б |
А | Высокие | 0,25 | ||||||
Средние | 0,5 | |||||||
Низкие | -250 | 0,25 | ||||||
150 | ||||||||
Б | Высокие | 0,2 | ||||||
Средние | 0,6 | |||||||
Низкие | -350 | 0,2 | ||||||
Результаты анализа показывают, что инвестиционный проект В является более рискованным, так как среднеквадратическое отклонение у него больше, так как чем больше среднеквадратическое отклонение, тем больше риск.
σ А = 150, σ В = 221.
Рассчитаем коэффициент вариации по формуле (37).
Проект В более рискованный и по коэффициенту вариации.
Задача 22.
Оценить рискованность проектов и выбрать наиболее приемлемый вариант вложения капитала, если известно:
Таблица 21.
№ проекта | Показатели | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год |
Приток наличности (тыс. руб.) | ||||||
Вероятность | 0,3 | 0,2 | 0,25 | 0,15 | 0,1 | |
Приток наличности (тыс. руб.) | ||||||
Вероятность | 0,32 | 0,24 | 0,2 | 0,13 | 0,11 |
Решение:
Рассчитаем ожидаемый доход для каждого проекта:
PV1=480*0.3+280*0.2+300*0.25+250*0.15+120*0.1=324.5
PV2=120*0.32+180*0.24+200*0.2+670*0.13+710*0.11=286.8
Рассчитаем среднеквадратичное отклонение по проекту 1:
По проекту 2 σ2 = 227,9
Т.к. σ2> σ1, проект 2 более рискованный.
Рассчитаем коэффициент вариации:
V1 = 113.2/324.5 = 0.35
V2 = 227.9/286.8 = 0.79
Таким образом, уровень риска относительно колебаний уровня доходов больше у проекта 2.
|
|
В современном обществе наблюдается трансформация роли эксперта как составляющей ролевого набора интеллигента. Эксперт может сам не обладать огромным багажом знаний, но он становится знатоком технологии, позволяющей найти и получить знания в случае возникновения потребности в них. Мы даем возможность студентам освоить эти технологии и творчески их использовать. Проводя занятия, преподаватель поясняет и показывает, как студент может найти в Интернете информацию, отражающую результаты новейших исследований по различным проблемам социологии. Такая информация может быть востребована при подготовке к семинарам, написании курсовых, дипломных работ и рефератов.
Сегодня в Интернете представлено множество сайтов, содержащих богатый разнообразный материал для вторичного анализа. Поисковая система Yandex по состоянию на 12 июня 2001 года обладала информацией по 1652 веб-страницам по социологии, а Rambler – по 4218. Наша кафедра рекомендует преподавателям знакомить студентов с веб-сайтами крупнейших социологических центров: социологический факультет МГУ www.socio.msu.ru; российская сеть информационного общества www.isn.ru; журнал "Социология и социальная антропология" www.soc.pu.ru:8101/publications; журнал "Социология:4М" www.NIR.ru/socio; обзор ресурсов Интернета для экономистов и социологов www.ieie.nsc.ru:8101/rfe/; фонд "Общественное мнение" www.fom.ru; ВЦИОМ www.wciom.ru; Институт социологии РАН www.isras.rssi.ru.
В сети представлены не только академические и известные информационные центры, но все "виды" общественной и гуманитарной науки, с которыми иным способом познакомиться студентам практически невозможно. Например, по социологии особенно интересны будут для студентов, на наш взгляд, следующие сайты. Любительская социология: " Открытое общество молодежи" soros.novgorod.ru/grants/IEAHP; " Социолух" www.geocitites.com/Athens/Rhodes/2846; "Социология: открытый проект" www.sociology.agava.ru; Коммерческая: "Никколо Макиавелли" www.nmk.pif.ru; Неакадемическая, оппозиционная традиции: "Тетрарная (сферная) социология" Л.Семашко. Петербург www.geocities.com/Athens/Rhodes/2709/.
Ознакомление с широкой палитрой институционализированных и неинституционализированных форм научного знания расширяет представление студентов о российском научном сообществе, способствует развитию их познавательной культуры. И, как мы убедились, повышает их интерес к проведению собственных исследований и презентации своих материалов. Сайты, сделанные непрофессионалами, могут служить возможным примерами ошибок, на "которых учатся", но, с другой стороны, укрепляют веру в собственные исследовательские силы студентов.
Хотим сразу пояснить нашу позицию по одному острому вопросу в связи с обращением к Интернету как источнику информации. Проводя подобные занятия, показываем студенту готовые материалы, которые в дальнейшем он может "скачать" и представить нам как собственные, выполненные самостоятельно. Не толкаем ли мы тем самым студента к мошеничеству, обману, заимствованию? На сегодняшний день более 80 сайтов в Интернете предлагают готовые рефераты, курсовые, дипломные и даже диссертации. Один из видов самостоятельной работы студентов по социологии – подготовка программы социологического исследования. В сети студент может найти более 1000 (!) вариантов таких работ. Полагаем, что студент должен знать основные позиции преподавателей по использованию таких работ: 1. Преподаватель владеет информацией о тематике и качестве предлагаемых в Интернете для списывания вариантов работ. 2. Нет запрета на частичное использование найденных материалов, сохраняются все требования по оформлению цитат и выдержек из чужих работ.
Одним из возможных приемов "борьбы" с Интернет-работами "под копирку" может стать ориентация подготовки заданий на конкретном историко-культурном, локальном материале: в них возможно использование некоторой основы, но полный текст "скачать" невозможно. Примеры из нашей преподавательской практики: "Десоциализированные группы в Москве (на примере территории вокруг м. Выхино)", "Межпоколенческая мобильность в современном российском обществе (на примере студентов Московской гуманитарно-социальной академии)", "Правосознание современных московских школьников (на примере школы, которую окончили сами студенты)", "Социальный контроль в Московской гуманитарно-социальной академии".
|
|
Очень важно научить студентов использовать Интернет как инструмент получения эмпирической информации, в частности, проводить Интернет-опросы, или так называемые он-лайновые опросы. Их следует рассматривать как новый специфический метод проведения исследований. Первоначально они применялись для изучения собственно аудитории Интернета, затем в маркетинговых исследованиях и с целью изучения электорального поведения. Сегодня они проводятся по различным темам, но более всего психологами и социологами. Мы рекомендуем знакомить студентов со спецификой подобных опросов через непосредственное участие в них. Такие опросы регулярно проводятся на сайте поисковой системы Yandex (в форме рейтингов). Удачным примером также могут служить Интернет-анкеты на сайте "Независимой газеты" или "Аргументы и факты".
После освоения технологии участия следует переходить к обсуждению данного метода исследования. Мы обычно рассматриваем "плюсы и минусы" применения опросных методов в Интернете, а также некоторые специфические особенности, точную положительную или негативную оценку которых пока затрудняемся дать [3]. Наши позиции представлены в таблице.
Сегодня возможно обучать студентов техническим приемам программного обеспечения подобных опросов. В сети существуют конструкторы анкеты и любой желающий студент может попробовать создать и провести онлайн-опросы посетителей сайта https://www.rus.createsurvey.com/ на английском языке).
|
|
Теперь приведем в качестве примера разработки занятий с использованием Интернета, подготовленные и апробированные в нашей преподавательской практике в 1999-2001г.г. на факультете социальной работы и информационных систем Московской гуманитарно-социальной академии.