Преподаватели в Интернет-аудитории

Сегодня, по нашему мнению, наблюдается активное конструирование элемента социальной реальности – социальной группы активно овладевающих компьютером людей, получивших название "юзеры". Типизируются социально-ролевые функции членов этой группы, или, если хотите, аудитории, с помощью языка происходит закрепление реальных социальных практик, их универсализация. Различаются два основных подхода измерения Интернет-аудитории. Первый (сервероцентрический) осуществляет количественный просчет при помощи автоматических программных средств-счетчиков. Второй (пользователецентрический) построен на социологических методах, с которыми мы и знакомим студентов. Это методы личного интервью с пользователями, наблюдения за посетителями Интернет-кафе, телефонные опросы, дневниковые панели и др.

К изучению данной группы может быть применена методология исследования неконтактной социокультурной общности [4]. Используемый нами термин требует разъяснения. По нашему мнению, эта группа хотя и не имеет прямых контактов (во всяком случае, как правило, не имеет личных контактов) может все таки называться общностью. Эту общность характеризуют схожие условия их повседневного существования, ее объединяет посредник - Интернет. Он является обязательным атрибутом действительности для этих людей и одновременно артефактом культурного комплекса. Существенной характеристикой является и принадлежность членов группы юзеров к ограниченной возрастной категории (до 30-35 лет). Несомненно эта общность конструирует свои социокультурные отличия от других групп: сходные интересы, ценности, общность мнений. Есть основания говорить и о формировании своей субкультуры. Наметились контуры внутренней дифференциации данного сообщества, в том числе: по признаку половой принадлежности, по типам ролевого поведения в сети ("ламер", "хакер", "крекер").

Интернет-аудитория будет увеличиваться по мере расширения использования Интернет-технологий в образовательном процессе. Многие высшие учебные заведения осуществляют курс на развитие новых информационных технологий, наращивают необходимые технические мощности, определяют порядок их использования в учебном процессе. К активному включению готовы студенты. Как мы обнаруживаем в ходе исследований, многие из них обладают необходимыми знаниями и навыками. Основные перспективы нам видятся в повышении готовности преподавателей к работе с использованием Интернет-технологий. Она, конечно, требует от преподавателей особых личностных качеств и навыков, не каждый даже отличный преподаватель сейчас к ней готов. Нам приходилось не раз сталкиваться со скептическим отношением прекрасных преподавателей к развитию новых обучающих технологий. Что же осознанно или неосознанно настораживает людей?

Преподаватель при такой организации образования – не ретранслятор знаний: обучающийся может найти их самостоятельно. Если многие знания общедоступны, то часто становится бессмысленно требовать запоминания всех сведений, данных, фактов по предмету. Сам педагог сталкивается в этом случае с особой проблемой: как отделить базовые знания от конкретных, узких. Многих может пугать изменение статуса преподавателя, он более не "кладезь мудрости", а скорее организатор образовательной деятельности. Такая работа требует создания между преподавателем и обучающимися не иерархических, а иных, партнерских отношений.

Использовать Интернет-технологии в преподавании социологии будут прежде всего педагоги, сами участвующие в сетевых проектах и осознающие их возможности, готовые работать в этом режиме. Часто оценка преподавателей происходит только по устоявшимся критериям: степень, звание, количество публикаций. Для первичной фиксации преподавательского потенциала с учетом новой деятельности можно было бы применить оценки некоторых особых качеств, свойств, навыков. Примерные критерии: знание ПК на уровне пользователя, владение навыками работы с электронной почтой, владение технологиями поиска информации в Интернет, наличие опыта участия в телеконференциях, чатах и т.п., знание тезауруса пользователей, наличие домашнего доступа к Интернет-ресурсам, изложения своих мыслей письменно (более 5 публикаций за последний год, учебно-методические разработки, публикации в сети), навык сопровождения самостоятельной работы обучающихся (руководство курсовыми, дипломными, аспирантами с успешными конечными результатами, публикации студентов), опыт работы с иными (не студенческими), молодежными и детскими группами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Методологические проблемы и практика изучения Интернета // Сб.научн.статей / Под ред. к.п.н. А.В. Шарикова. М.: ВГТРК, 1999; Проблемы преодоления "цифрового неравенства" в России и странах СНГ. Материалы Международного семинара. М.: Дом правительства РФ, 28 ноября 2000 г.

2. Исследование "Молодежь-2001" проведено кафедрой социологии МГСА в 9 регионах России и Белоруссии. Рук. А.И.Ковалева, В.А.Луков, С.Н.Щеглова. Выборка – многоступенчатая, квотная, гнездовая. (N= 2186, из них по России - 1838).

3. Возможности проведения Интернет-опросов уже обсуждались на страницах журнала "Социологические исследования". См. Филиппова Т.В. Социология в Интернете // Социол. исслед. 2000. №5.; Чураков А.Н. "Информационное общество" и эмпирическая социология // Социол.исслед. 1998. № 1 и др.

4. См.: Луков В.А. Читательская аудитория как неконтактная социокультурная общность (По материалам исследования читательской аудитории журнала "Смена") // Социологический сборник. Выпуск 4. М.: Социум, 1998. С.24-36.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: