double arrow
I. Значение и задачи работы по изучению морфемного состава слова

1

СЛОВА

МОРФЕМНОГО СОСТАВА

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ

Лекция

СМОЛЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Инсценирование (драматизация).

Музыкальное иллюстрирование.

Иллюстрирование текста.

Применяется в двух вариантах: словесном и графическом, каждый из которых служит развитию творческого воображения и помогает воссоздать жизненные картины, изображенные писателем в произведении. Эту работу следует начинать с анализа иллюстраций в учебнике. Графическое рисование чаще всего выполняются дома. По иллюстрациям на следующем уроке может проводиться выборочное чтение или пересказ. Словесное рисование требует четкого воспроизведения картины с помощью слов.

Оно применяется как на этапе подготовки к восприятию художественного произведения, так и после прочтения текста.

Является одной из самых сложных форм творческой переработки текста. Оно состоит в передаче событий в драматической форме. Инсценировать рекомендуется тексты, где много диалога и сравнительно простая обстановка. Переходом служит чтение по ролям.


Цели:

- раскрыть значение и задачи работы по изучению морфемного состава слова;

- познакомить с системой изучения морфемного состава в начальных классах;

- отметить особенности изучения морфем по классам;

- раскрыть роль и особенности морфемного анализа слова.

Литература:

1. Вопросы словообразования в начальной школе. Начальная школа. – 1993. - №10.




2. Гусь и гусеница не родня. Газ. «Начальная школа». – 1996. - №19.

3. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1987.

4. Приставка изменяет. Газ. «Начальная школа». – 1996. - №41.

5. Программы

6. Рождественский Н.С., Кустарева В.А. Методика начального обучения русскому языку. – М., 1968.

7. Сказка о приставке и окончании. Начальная школа. – 1993. - №5.

8. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. – М., 1993.

9. Формирование действия морфемного анализа слова при изучении темы «Состав слова». Начальная школа. – 1996. - №4.

10. Формирование логического мышления при обучении словообразованию. Начальная школа. – 1994. - №12.

1. Школьники овладевают одним из ведущих способов раскрытия лексического значения слов.

Известно, что и взрослые, и дети смысл неизвестного слова часто стремятся раскрыть на основе членения его на морфемы (вспомним один из способов объяснения новых слов на уроках чтения).



Такой подход имеет свое теоретическое обоснование в самой науке о языке: морфемам свойственно семантико-словообразовательное и грамматическое значение.

Лексическое значение слова «создается» путем взаимодействия и слияния в единое целое значений, присущих отдельным морфемам, составляющим данное слово.

Например, сотрудник, прибрежный, прилуниться.

2. Элементарные знания об образовании слов важны для понимания учащимися основного источника пополнения нашего языка новыми словами, поскольку новые слова создаются их тех морфем, которые уже существуют в языке, и по тем моделям, которые исторически сложились и закрепились в системе русского словообразования.

3. Коль скоро слова опосредованно (через понятия) соотносятся с предметами, процессами, явлениями, то знакомство с основами словообразования способствуют обогащению знаний школьников об окружающей их действительности.

4. Осознание роли морфем в слове, а также семантического значения приставок и суффиксов содействует формированию точности речи.

Задача учителя – максимально способствовать не только пониманию учащимися лексического значения слова, но и развитию осознанного употребления в контексте слов с опред. приставками и суффиксами.

5. Изучение морфемного состава слова имеет большое значение для формирования орфографических навыков. Обусловлено это тем, что ведущим принципом русского правописания является морфологический.

6. Изучение морфемного состава слова заключает в себе большие возможности для формирования специфических умственных умений, без которых невозможно сознательное владение словом: умения вычленять в словах морфемы, подбирать однокоренные слова, умения сравнивать слова в целях установления их семантико-структурной общности и различия и т.д.

Задача учителя – создать в учебном процессе такие условия, при которых усвоение знаний сочетается с формированием адекватных им умственных действий.

1





Сейчас читают про: