СЛОВА
МОРФЕМНОГО СОСТАВА
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ
Лекция
СМОЛЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Инсценирование (драматизация).
Музыкальное иллюстрирование.
Иллюстрирование текста.
Применяется в двух вариантах: словесном и графическом, каждый из которых служит развитию творческого воображения и помогает воссоздать жизненные картины, изображенные писателем в произведении. Эту работу следует начинать с анализа иллюстраций в учебнике. Графическое рисование чаще всего выполняются дома. По иллюстрациям на следующем уроке может проводиться выборочное чтение или пересказ. Словесное рисование требует четкого воспроизведения картины с помощью слов.
Оно применяется как на этапе подготовки к восприятию художественного произведения, так и после прочтения текста.
Является одной из самых сложных форм творческой переработки текста. Оно состоит в передаче событий в драматической форме. Инсценировать рекомендуется тексты, где много диалога и сравнительно простая обстановка. Переходом служит чтение по ролям.
|
|
Цели:
- раскрыть значение и задачи работы по изучению морфемного состава слова;
- познакомить с системой изучения морфемного состава в начальных классах;
- отметить особенности изучения морфем по классам;
- раскрыть роль и особенности морфемного анализа слова.
Литература:
1. Вопросы словообразования в начальной школе. Начальная школа. – 1993. - №10.
2. Гусь и гусеница не родня. Газ. «Начальная школа». – 1996. - №19.
3. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1987.
4. Приставка изменяет. Газ. «Начальная школа». – 1996. - №41.
5. Программы
6. Рождественский Н.С., Кустарева В.А. Методика начального обучения русскому языку. – М., 1968.
7. Сказка о приставке и окончании. Начальная школа. – 1993. - №5.
8. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. – М., 1993.
9. Формирование действия морфемного анализа слова при изучении темы «Состав слова». Начальная школа. – 1996. - №4.
10. Формирование логического мышления при обучении словообразованию. Начальная школа. – 1994. - №12.
1. Школьники овладевают одним из ведущих способов раскрытия лексического значения слов.
Известно, что и взрослые, и дети смысл неизвестного слова часто стремятся раскрыть на основе членения его на морфемы (вспомним один из способов объяснения новых слов на уроках чтения).
Такой подход имеет свое теоретическое обоснование в самой науке о языке: морфемам свойственно семантико-словообразовательное и грамматическое значение.
Лексическое значение слова «создается» путем взаимодействия и слияния в единое целое значений, присущих отдельным морфемам, составляющим данное слово.
|
|
Например, сотрудник, прибрежный, прилуниться.
2. Элементарные знания об образовании слов важны для понимания учащимися основного источника пополнения нашего языка новыми словами, поскольку новые слова создаются их тех морфем, которые уже существуют в языке, и по тем моделям, которые исторически сложились и закрепились в системе русского словообразования.
3. Коль скоро слова опосредованно (через понятия) соотносятся с предметами, процессами, явлениями, то знакомство с основами словообразования способствуют обогащению знаний школьников об окружающей их действительности.
4. Осознание роли морфем в слове, а также семантического значения приставок и суффиксов содействует формированию точности речи.
Задача учителя – максимально способствовать не только пониманию учащимися лексического значения слова, но и развитию осознанного употребления в контексте слов с опред. приставками и суффиксами.
5. Изучение морфемного состава слова имеет большое значение для формирования орфографических навыков. Обусловлено это тем, что ведущим принципом русского правописания является морфологический.
6. Изучение морфемного состава слова заключает в себе большие возможности для формирования специфических умственных умений, без которых невозможно сознательное владение словом: умения вычленять в словах морфемы, подбирать однокоренные слова, умения сравнивать слова в целях установления их семантико-структурной общности и различия и т.д.
Задача учителя – создать в учебном процессе такие условия, при которых усвоение знаний сочетается с формированием адекватных им умственных действий.