1. Экономические:
— предоставление правительством гарантийных обязательств по привлекаемым уполномоченными банками кредитным ресурсам для обеспечения оборотными средствами экспорто-ориентированных производств;
— предоставление государственных гарантийных обязательств и страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков;
— предоставление государственных гарантий банкам, финансирующим экспорт на основе коммерческого кредита на срок свыше 180 дней;
— страхование операций по освоению внешнеторговых рынков.
2. Организационно-правовые и специальные:
— совершенствование законодательства в сфере ВЭД;
— совершенствование сертификации экспортной продукции;
— содействие в продвижении продукции российских экспортеров на внешние рынки, в том числе через рекламу;
— совершенствование информационного, консультационного обеспечения ВЭД;
— создание благоприятного для российского экспорта климата в зарубежных странах на основе межправительственных соглашений, участие РФ в работе соответствующих международных экономических организаций.
|
|
На первом этапе осуществления Программы (1996—1997 гг.) основное внимание планировалось уделить совершенствованию законодательных основ ВЭД; формированию государственных служб, содействующих экспорту, созданию информационно-консультационного обеспечения и механизмов государственной поддержки кредитования оборотных средств предприятий-экспортеров; страхованию экспортных операций и кредитованию экспортоориентированных проектов.
В результате этих и других мероприятий ежегодный объем экспорта должен стабилизироваться на уровне 70-75 млрд. долл. без существенных изменений его структуры.
На втором этапе ( 1998—2000 гг.) должен был начаться переход к активной экспортной политике. Для этого следовало увеличить бюджетные средства для кредитования и страхования экспорто-ориентированных производств; оказать государственную поддержку экспорту предприятий мелкого бизнеса; расширить систему страхования экспортных сделок; усилить зарубежную рекламную деятельность, прежде всего посредством участия в международных ярмарках и выставках. Это должно было привести к незначительному, но устойчивому росту экспорта, расширению его ассортимента, некоторому улучшению его структуры в пользу готовой продукции, увеличению доли экспорта в страны ближнего зарубежья и развивающиеся страны.
На третьем этапе (2001-2005 гг.) усилится диверсификация российского экспорта в пользу наукоемкой продукции. В этих целях государственная финансовая поддержка экспорта будет доведена до уровня промышленно-развитых стран; будет создана широко разветвленная сеть сбыта и обслуживания машино-технической продукции за рубежом; активизируется участие РФ в деятельности соответствующих международных экономических организаций и союзов; активизируется роль финансово-промышленных групп в продвижении российской продукции на мировой рынок.
|
|
Это приведет к значительному увеличению в структуре экспорта наукоемкой продукции, доля машин и оборудования вырастет до 20—25%, сокращения доли топлива и сырья до 60—65%. Доля экспорта в страны ближнего зарубежья вырастет до 33%, в развивающиеся государства — до 25%.
Программа предусматривала комплекс рекламных, выставочно-ярмарочных, мероприятий по освоению зарубежных рынков. Начиная с 1997 г. планировалось определить перечень наиболее важных для стимулирования экспорта мероприятий, пользующихся поддержкой государства. Для содействия российским производственным предприятиям в получении заказов от зарубежных фирм на изготовление и поставку за рубеж комплектующих, деталей, узлов должен был быть создан Российский международный центр субконтрактации.