double arrow

Работа медсестры по воспитанию и развитию здорового ребенка

План

Вступление. Периоды детского возраста. Особенности ЦНС. Нервно-психическое развитие. Анатомо-физиологические особенности новорожденного, уход. АФО недоношенного, уход.

ЛЕКЦИЯ 1.

1. Актуальность, цели.

2. Характеристика периодов детского возраста.

3. Особенности ЦНС, НПГ, АФО органов и систем.

4. АФО новорожденного, адаптация к внеутробной жизни, уход.

5. АФО недоношенного, уход.

Характерными особенностями детского организма являются интенсивный рост и непрерывное развитие. В зависимости от изменений, происходящих в организме ребенка, различают следующие периоды его жизни:

1) период внутриутробного развития;

2) период новорожденности;

3) грудной возраст (младший ясельный возраст);

4) период молочных зубов;

а) преддошкольный возраст (старший ясельный возрас

б) дошкольный возраст;

5) младший школьный возраст (период отрочества);

6) старший школьный возраст (период полового созревания).

Период внутриутробного развития продолжается от момента имплантации оплодотворенного яйца до рождения ребенка и составляет 38-40 недель. Для нормального физиологического развития плода первостепенное значение имеют состояние здоровья матери и условия ее жизни. В течении первых 11-12 недель беременности происходит формирование органов и тканей плода, при воздействии неблагоприятных факторов на формирующийся плод могут возникнуть пороки его развития. Особенность этого периода заключается в быстром росте плода и питании его за счет материнского организма.

Период новорожденности наступает с момента рождения и продолжается 28 дней. В это время происходит адаптация ребенка к существованию вне материнского организма. Характерным для новорожденных детей является развитие особых пограничных состояний. Труднее приспосабливаться к внеутробным условиям жизни недоношенные и переношенные новорожденные, которые в большей степени подвержены родовым травмам и развитию асфиксии. В период новорожденности отмечается высокая чувствительность организма к стафилококковой и стрептококковой инфекции, к условно-патогенным штаммам кишечной палочки, сальмонеллам и др. Новорожденные склонны к быстрой генерализации патологического процесса с развитием тяжелых септических и токсино-септических состояний. В период новорожденности обнаруживаются дефекты развития, нередко требующие хирургических и других вмешательств. В это время проявляются несовместимость матери и плода по резус-фактору или антигенам системы АВО, некоторые наследственные заболевания.

Грудной возраст охватывает период жизни ребенка от 28 дней до 1- года и характеризуется интенсивным объемом веществ, более высокими, чем в последующие годы, темпами физического и психического развития. В первые 3-4 месяца жизни у ребенка сохраняется пассивный иммунитет, полученный от матери, поэтому его организм устойчив к таким инфекционным заболеваниям, как корь, скарлатина, ветряная оспа, краснуха. Вместе с тем дети первого года жизни предрасположены к развитию анемии, рахита, гипотрофии, нарушениям пищеварения в связи с легко возникающими нарушениями обмена веществ, относительной незрелостью функций желужочно-кишечного тракта, высокой чувствительностью к патогенным микроорганизмам. Для правильного развития ребенка в этот возрастной период особое значение имеют рациональное вскармливание и четкая организация режима дня.

Период молочных зубов длится от 1 года жизни до 6-7 лет и подразделяется на преддошкольный возраст от 1 года до 3 лет и дошкольный – от 4 до 7 лет.

а) в преддошкольном возрасте идет быстрое созревание центральной нервной системы, закрепляются двигательные навыки, формируется речь. В связи с утратой врожденного иммунитета в этом возрастном периоде увеличивается заболеваемость детскими капельными инфекциями.

б) в дошкольном возрасте совершенствуются функции различных органов и систем, происходит дальнейшее развитие речи, нарастает мышечная масса туловища и конечностей, продолжает развиваться скелет, начинается смена молочных зубов на постоянные. У детей дошкольного возраста снижается склонность к генерализации процесса и токсическим реакциям. Кроме острых респираторных инфекций частыми становятся заболевания, в развитии которых большое значение играет аллергия.

5. Младший школьный возраст продолжается с 7 до 11-12 лет. В этом периоде усиленно развивается мышечная система, заканчивается развитие скелета, молочные зубы заменяются постоянными. Нередко развиваются хронические заболевания.

6. Старший школьный возраст начинается с формирования вторичных половых признаков и заканчивается достижением половой зрелости. Сроки полового созревания зависят от пола и индивидуальных особенностей: у девочек оно наступает в возрасте 12-16 лет, у мальчиков несколько позже в 13 – 18 лет. В этом периоде завершается физическое и психическое развитие, перестраивается работа эндокринной системы, усиливается деятельность половых желез.

Контрольные вопросы:

1. Назовите известных ученых-педиатров. Какой вклад они внесли в развитие педиатрии? 2. Укажите основные организационные структуры системы охраны материнства и детства. 3. Перечислите периоды детского возраста дайте им краткую характеристику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: