Социальная реабилитация

Одной из важнейших задач социальной работы является сохранение и поддержание человека, группы или коллектива в состоянии активного, творческого и самостоятельного отношения к себе, своей жизни и деятельности. В её решении очень важную роль играет процесс восстановления этого состояния, которое может быть утрачено субъектом в силу ряда причин.

Любой социальный субъект, независимо от степени сложности, в течение всей своей жизни неоднократно сталкивается с ситуациями, когда разрушается устоявшаяся и привычная для него модель жизнедеятельности, рвутся сложившиеся социальные связи и отношения и с разной степенью глубины меняется социальная среда его жизнедеятельности.

В таких обстоятельствах субъекту необходимо не только привыкнуть, адаптироваться к новым условиям существования, но и вернуть утраченные социальные позиции, восстановить физические, эмоциональные и психологические ресурсы, а также важные и значимые для субъекта социальные связи и отношения. Иначе говоря, необходимым условием успешной и эффективной социальной поддержки человека или группы являются восстановление их социально и личностно значимых качеств и характеристик и преодоление ситуации социальной и личностной недостаточности.

Эта задача может и должна быть успешно решена в процессе организации и проведения социальной реабилитации субъекта.

Реабилитация - это комплексная, многоуровневая, этапная и динамическая система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление человека в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед окружающими. Она включает аспекты профилактики и коррекции отклонений.

Сущность реабилитации — не только (или не столько) восстановление здоровья, сколько восстановление (или создание) возможностей для социального функционирования при том состоянии здоровья, которым после излечения располагает индивид.

Понятие «реабилитация» неразрывно связано с понятием «абилитация» (англ. — способность, умение, ловкость, дарование, компетенция) — система медицинских, психологических, педа­гогических, юридических, профессиональных, технических, т. е. социальных мер по приобретению функций организма и трудо­способности больных и инвалидов. Цель А. — достижение инди­видом по возможности более высокой функциональной активно­сти, не приобретенной им от рождения. В настоящее время в РФ А. определена как комплекс государственных социально-эконо­мических, медицинских, юридических, педагогических и иных мероприятий по включению больных и инвалидов в активную социальную, общественную и трудовую деятельность.

Цель общества — максимально полно обес­печить возможность для всех людей, с их специфически­ми, в том числе ограниченными, возможностями социаль­ное функционирование и развитие. Лица, утратившие здоровье или не имевшие его, нужда­ются в социальной реабилитации, осуществляемой с профессиональной помощью специалистов по реабилитологии.

Термин «социальная реабилитация» был внесен в науку лишь в конце 19 века.

В определении понятия «реабилитация» имеются 2 подхода:

- как юридическое значение подразумевает полное восстановление правового положения личности. В медицинском, социально-экономическом понимании термин «реабилита­ция» употребляется как комплекс мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов.

- как медицинское подразумевает медико-социальное восстановление на основе опреде­ленной деятельности - трудовой, игровой, учебной и т.д. В медицинском социально-этическом понимании этот термин получил между­народное признание после первой мировой войны, когда начали широко использоваться различные методы восстановительного лечения: медикамен­тозное и оперативное лечение, физиотерапия, лечебная физкультура, грязеле­чение, общеукрепляющее и специальное санаторно-курортное лечение, ортезирование и протезирование, трудо- и психотерапия.

Рывок в развитии, как теории, так и практики реабилитации произо­шел после второй мировой войны. Для лечения последствий ранений, кон­тузий, заболеваний, полученных на фронте, для больных и инвалидов были созданы различные Центры, реабилитационные службы, государственные институты реабилитации.

В 1958 году была организована Международная система организа­ции реабилитации, в 1960 году - Международное общество по реабилита­ции инвалидов, которое является членом Всемирной организации здраво­охранения (ВОЗ) и работает в контакте с ООН, ЮНЕСКО и Международным рабочим Бюро (МРБ).

В настоящее время реабилитацией принято называть систему государственных социально-экономических, психологических, педагогиче­ских и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвали­дов в общество и к общественно-полезному труду.

Понятия «адаптация» и «реабилитация» тесно взаимосвязаны. Без надежного адаптационного аппарата (физиологического, психологического, биологического) невозможна полноценная реабилитация индивида). Адаптация в этом случае может рассматриваться как приспособление к заболеванию с использованием резервных, компенсаторных способностей, а реабилитация - как восстановление, активизация, преодоление дефекта.

Существующие законода­тельные акты и научные определения, например, позволяют понимать под социальной реабилитацией комплекс социальных, социально-экономических, психолого-педагогических мероприятий и т.д., направленных на устранение или воз­можно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вы­званных нарушениями здоровья со стойким расстройством функций орга­низма. Тем самым оказывается, что термин «социальный» понимается чрезвычайно широко, включая в себя и медицинскую и профессиональную стороны.

Социальная реабилитация является также одним из направлений со­циальной политики, которое связанно с восстановлением со стороны государства функций защиты социальных прав и гарантий граждан страны.

Потребность в социальной реабилитации – это универсальное социальное явление. Каждый социальный субъект, независимо от степени его социального благополучия на данный момент времени, на протяжении своей жизнедеятельности вынужден менять привычное социальное окружение, формы деятельности, затрачивать присущие ему силы и способности и сталкиваться с ситуациями, которые с неизбежностью и необходимостью ведут к тем или иным потерям. Всё это приводит к тому, что человек или группа начинают испытывать потребность в определённой социально-реабилитационной помощи.

Факторы, которые обуславливают потребность субъекта в социально-реабилитационных мерах, можно разделить на две основные группы:

1. Объективные, т.е. социально или природнобусловленные:

- возрастные изменения;

- природные, техногенные или экологические катастрофы;

- тяжёлые заболевания или травмы;

- социальные катастрофы (экономический кризис, вооружённый конфликт, рост национальной напряжённости и т.п.).

2. Субъективные или личностно обусловленные:

- изменение целей, интересов и ценностных ориентаций субъекта и его собственные действия (уход из семьи, увольнение по собственному желанию или отказ от продолжения учёбы);

- девиантные формы поведения и др.

Под воздействием этих и им подобных факторов, человек или группа, во-первых, оттесняются на периферию социальной жизни, постепенно приобретая некоторые маргинальные качества и характеристики и, во-вторых, утрачивают чувство идентичности между собой и окружающим миром.

Важнейшими и наиболее опасными для субъекта элементами этого процесса являются:

- разрушение привычной системы социальных связей и отношений;

- утрата привычного социального статуса и присущей ему модели статусного поведения и статусного восприятия мира;

- разрушение привычной системы социальной ориентации субъекта;

- снижение или потеря способности самостоятельно и адекватно оценивать себя, свои действия, действия окружающих людей и, как следствие, принимать самостоятельные решения.

Результатом этих процессов становится ситуация социальной или личностной недостаточности, которая может сопровождаться разрушением человеческой личности.

В процессе организации и осуществления деятельности по социальной реабилитации важно не только помочь человеку или группе людей. Необходимо предоставить им возможность активной жизнедеятельности, гарантировать определённый уровень социальной стабильности, продемонстрировать возможные перспективы внутри нового социального статуса и сформировать ощущение собственной значимости и нужности и чувство ответственности за свою последующую жизнедеятельность.

Именно этим определяются цели и средства процесса социальной реабилитации.

К средствам социальной реабилитации, которыми располагает современное общество, можно отнести следующие системы:

- здравоохранения;

- образования;

- профессиональной подготовки и переподготовки;

- средства массовых коммуникаций и массовой информации;

- организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции;

- общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем (трудоустройство инвалидов или несовершеннолетних, помощь жертвам сексуального или семейного насилия и т. п.).

Основные цели социальной реабилитации, можно охарактеризовать следующим образом.

Во-первых, восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта.

Во-вторых, достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости.

И, наконец, в-третьих, повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности.

Организуя сознательный и целенаправленный процесс достижения этих целей, необходимо помнить, что зачастую объектом социально-реабилитационной деятельности выступает взрослый человек, сформировавшийся как личность, со сложившейся системой потребностей, интересов и идеалов, и с устоявшейся системой умений, знаний и навыков. Это обстоятельство приводит к тому, что, утратив привычные для него возможности жизнедеятельности, человек стремится к их полному и абсолютному восстановлению, причём в кратчайшие сроки.

Подобное стремление может выражаться в том, что он отвергает попытки предоставить ему новый социальный статус и новые возможности для самореализации и жизнедеятельности. Подобное сопротивление является естественной первичной реакцией человека на негативное изменение привычного образа и стиля жизни.

В подобных условиях, специалист, организующий процесс социальной реабилитации, должен чётко представлять себе следующее:

- в чём причина конкретной кризисной ситуации, в которой оказался субъект;

- насколько актуальны и значимы для человека утраченные или разрушенные ценности и отношения;

- каковы собственные характеристики, потребности, возможности и способности субъекта, на которые можно опереться, оказывая ему социально-реабилитационную помощь.

Виды социальной реабилитации:

В зависимости от характера и содержания социальных или личностных проблем, в которые вовлекаются люди, как по собственному желанию, так и помимо его, и содержания задач, которые необходимо решить, применяются следующие основные виды социальной реабилитации:

- медицинскую реабилитацию (восстановление физического и психического здоровья и потенциала человека или определенной социаль­ной группы, подорванные в результате сильного внешнего воздействия);

- правовую реабилитацию (восстановление отдельных граждан либо социальных групп в их юридических и гражданских правах);

- политическую реабилитацию (восстановление политических прав невинно пострадавших);

- нравственную реабилитацию (восстановление репутации, чес­ти и достоинства, имиджа личности, социальной группы или организации, трудового коллектива в глазах общественности);

- экономическую или социально-экономическую реабилитацию (восстановление нарушенного экономического и социально-экономического статуса, как отдельной личности, так и социальной груп­пы);

- социально-культурную реабилитацию (восстановление куль­турно- пространственной среды, обладающей характеристиками, доста­точными и необходимыми для творческой активности и духовной само­реализации людей);

- социально-педагогическую – направленную на решение таких задач, как преодоление состояния «педагогической запущенности» (дополнительные или индивидуальные занятия, организация специализированных классов), организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования (организация образовательного процесса в больницах и местах заключения, обучение инвалидов и детей с нестандартными интеллектуальными способностями и т.п.). При этом, предполагается определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также, соответствующих методик и программ.

- профессиональную и трудовую – позволяет формировать новые или восстанавливать утраченные человеком трудовые и профессиональные навыки и в последствии трудоустроить его, приспособив режим и условий труда к новым нуждам и возможностям.

- социально-средовую – направлена на восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды. Этот вид реабилитации включает в себя знакомство человека с основными характеристиками среды, в которой он оказался, помощь в организации новой среды жизнедеятельности и восстановление привычных моделей поведения и деятельности по организации собственной повседневной жизни.

- психологическую реабилитацию (создание нормального пси­хологического климата для лиц, перенесших травматический шок). Психологическая реабилитация рассматривается как система специ­альных и целенаправленных мероприятий, за счет которых происходит восстановление различных видов психической деятельности, психических функций, качеств и образований, позволяющих инвалиду успешно адаптиро­ваться в среде и обществе, принимать и выполнять соответствующие соци­альные роли, достигать высокого уровня самореализации.

Методический аппарат психологической реабилитации включает проведение мероприятий по психологическому консультированию, психотерапии, психокоррекции и психологическим тренингам. Особенно часто возникает необходимость в мероприятиях, направленных на снятие тревоги, невротиче­ских реакции, на формирование адекватного отношения к заболеванию, к тем реабилитационным мероприятиям, которые определены с учетом всего комплекса клинических, социальных и экономических факторов.

Каждый конкретный вид социальной реабилитации определяет порядок и меры по его практической реализации. Как бы не отличались между собой основные виды социальной реабилитации, тем не менее, их практическое осуществление предполагает опору на ряд основополагающих принципов.

1. Своевременность и поэтапность социально-реабилитационных мероприятий, предполагающие своевременное выявление проблемы клиента и организацию последовательной деятельности по её разрешению.

2. Дифференцированность, системность и комплексность, направленные на осуществление социально-реабилитационных мероприятий как единой, целостной системы поддержки и помощи.

3. Последовательность и непрерывность в проведении социально-реабилитационных мероприятий, реализация которого позволяет не только восстановить утраченные субъектом ресурсы, но и предвосхитить возможное возникновение проблемных ситуаций в будущем.

4. Индивидуальный подход к определению объёма, характера и направленности социально-реабилитационных мер.

5. Доступность социально-реабилитационной помощи для всех нуждающихся, независимо от их материального и имущественного положения

Одной из важнейших составляющих социальной реабилитации явля­ется восстановление социального статуса индивида.

На федеральном уровне основными задачами реабилитационной по­литики являются: формирование стратегии социальной реабилитации, ее целей, задач, приоритетных направлений и механизмов; правовое обеспечение реабилитационной политики; финансовое обеспече­ние Государственных программ по реабилитации.

На региональном (местном) уровне решение реабилитационных про­блем должно осуществляться применительно к «местной специфике». В роли субъектов региональной (местной) реабилитационной политики вы­ступают, прежде всего, местные органы государственной власти (как ис­полнительной, так и законодательной) и органы социальной защиты.

Стратегическую цель реабилитационной политики на региональном (местном) уровне можно определить как возвращение на основе максимального использования имеющегося социального потенциала в лоно общественной жизни и соци­альных отношений лиц, вси­лу ряда причин оказавшихся дезадаптированными и десоцилизировнными.

Социальная реабилитация на региональном (местном) уровне должна включать в себя ряд следующих важнейших задач:

- адаптация к местным условиям мероприятий реабилитационной по­литики, проводимой федеральным Правительством;

- участие органов местного самоуправления в координации реабили­тационной политики федерального Правительства;

- выбор приоритетных для данной социальной группы направлений и механизмов реабилитационной политики, включающих удовлетворение ее первоочередных социальных потребностей;

- разработка и реализация реабилитационных программ:

- обеспечение экономических, правовых, организационно управленческих и иных условий реализации реабилитационной политики в пределах их компетенции, определяемой федеральным законодательством, и, преимущественно, за счет децентрализованных финансовых источников, т.е. из местного бюджета.

Социальную реабилитацию, можно рассматривать как важную составляющую социальной политики.

Все же более правильным является понимание «соци­альной реабилитации», которое связано с категорией «социальное», охва­тывающей все явления общественной жизнедеятельности, включая все ви­ды культурной, трудовой, экономической и иной деятельности. Тем са­мым, социальная реабилитация становится не просто одним из направлений социальной политики государства, но должно рассматриваться как приоритетное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: