Научный вклад
Возможно, одним из наиболее важных вкладов социальной экологии в современную экологическую науку является предположение о том, что основные факторы, противопоставляющие социум природе, появились из внутриобщественного развития, а не изначально природного. То есть разделение природы и общества на противостоящие лагеря идёт от разделения в обществе, от глубоких и давних конфликтов между самими людьми, которые часто затмеваются широким понятием «человечество». Эта критическая точка зрения социальной экологии противоречит почти всем экологическим и социальным теориям.
¾ система “человек – социальная среда (социальные институты, учреждения, общности людей)” и ее разновидности;
¾ субъект индивидуальный и групповой;
¾ динамика субъектности (актуальный генез) как индивида, так и социальных общностей (семья, команда, этнос) вплоть до человечества в целом;
¾ социогенез, онтогенез и актуалгенез человеческого сознания (на примере экологического сознания) и других проявлений психики человека,
|
|
¾ этногенез;
¾ понятие о ноосфере и о системе «Человек (человечество) – Планета» как ее субъекте
Мировоззренченское обращение к экологии, в свою очередь, подсказывает необходимость формирования у студентов представления о следующих аспектах социальной экологии:
¾ принцип биоцентризма: перспектива и ограниченность биологизаторского подхода, согласно которому общество и его системы развиваются по тем же законам, что и биологические системы;
¾ принцип рационального прагматизма и антропоцентризма: осознание того, что человек, бездумно эксплуатируя, разрушая и загрязняя окружающую природную среду, тем самым разрушает свою среду обитания – природу надо сохранить хотя бы для того, чтобы и наши дети могли ею любоваться;
¾ принцип защиты жизни и здоровья человека, его культуры, сознания, духовности: разрушительное действие современных социальных институтов и СМИ на психику и здоровье человека;
¾ принцип экоцентризма: осознание того, что человек и планета образуют единую экосистему, развитие которой происходит в соответствии с принципом коэволюции
¾ принцип космизма: осознание того, что человек является частью Природы. человек выступает субъектом развития не только своей человеческой природы, но и Природы в целом, включая Планету и Вселенную. Этим определяется и масштаб ответственности человека как homo sapiens – от ответственности за свою жизнь и близких ему людей и других живых существ до ответственности за состояние и развитие Планеты и Вселенной;
Принципы социальной экологии:
|
|
¾ человечество, как и любая популяция, не может развиваться беспредельно;
¾ общество в своем развитии должно учитывать меры биосферных явлений;
¾ устойчивое развитие общества зависит от своевременности перехода к альтернативным ресурсам и технологиям;
¾ любая преобразующая деятельность общества должна основываться на экологическом прогнозе;
¾ освоение природы не должно уменьшать разнообразия биосферы и ухудшать качество жизни людей;
¾ устойчивое развитие цивилизации зависит от нравственных качеств людей;
¾ каждый несет ответственность за свои действия перед будущим;
¾ единство природы обязывает человечество к сотрудничеству.