Сравнительная характеристика современной и традиционной систем организации закупок

Традиционная система организации закупок основана на принципе хранения запасов. В этом случае требуется оформление документа о получении необходимых товаров на складе фирмы, где эта продукция подбирается и передается получателю либо доставляется прямо в торговый зал магазина. В случае если требуемая продукция отсутствует на складе фирмы, делается запрос в орган закупок. На основе запроса закупочный орган оформляет заказ и посылает его поставщику. Поставщик принимает заказ и обеспечивает отправку товаров. На склад заказчика отправляются крупные партии товаров, как правило, автомобильным или железнодорожным транспортом. Заказанные грузы при их поступлении принимают на центральном приемном пункте компании. Здесь проверяют качество продукции, ее соответствие заявке по количеству и номенклатуре. После оформления соответствующих документов о поступлении товаров они доставляются в отдельные торговые точки.

Многочисленные формуляры с соответствующими копиями для различных отделов компании дают лишь некоторое представление о размерах административных издержек в рамках традиционной системы материальных закупок. Заказчик и поставщик используют около 15 форм документов, количество которых с соответствующими копиями может разрастись до 50 экземпляров для оформления одной поставки. Процедура документообмена облегчается при использовании ЭВМ и автоматизированных систем управления, однако поток информации достаточно велик, велико и количество звеньев системы.

Длительность цикла организации поставки ведет к возможным ошибкам в выполнении заказов. Некоторые ошибки обнаруживаются, только когда товары уже доставлены по назначению. Обработка этой многочисленной совокупности формуляров предполагает наличие соответствующего персонала и влечет значительные затраты.

В конце 1970 – начале 1980–х гг. в ФРГ была разработана и применена система договоров с фирмами – посредниками. Структура ее имела меньшее количество звеньев, была упрощена процедура прохождения запросов и материальных потоков. Между поставщиком и потребителем продукции были налажены более короткие связи. Закупочные органы компании и склады разгружались от рутинной работы. Функции отбора и доставки грузов выполняла оптовая торговая компания, имеющая торговые склады и являющаяся посредником между промышленными предприятиями и покупателями.

Договорная документация включала: договор, каталоги материалов, соглашения по организации процесса подачи заявок и выполнения поставок, а также инструкции по ведению контроля и учета выполнения договорных условий. Вся документация формировалась так, чтобы было возможно применение ЭВМ на трех стадиях процесса закупок.

Система договоров в снабжении имела ряд преимуществ перед традиционной системой. Прежде всего, это касалось сокращения делопроизводства, а также административных издержек. Система договоров позволяла высвободить капитал, замороженный в запасах. При этом главный выигрыш был у потребителей – возможность отказаться от собственной, часто разбросанной системы складов.

Практика использования этой системы в Германии выявила сокращение расходов на хранение и транспортировку в пределах 5–20 % от цены товара. Снабжаемые торговые предприятия при получении заметной экономии соглашались на различные услуги по более высокой цене, оказываемые поставщиком, например по подбору различных комплектов товаров, по упаковке малыми партиями и т.д.

Особенно важный момент в снабжении по договорам – возможность организации срочных поставок. Требуемый товар мог быть доставлен заказчику в течение 24 часов через торговую организацию, располагающую широким ассортиментом на складе. Опыт Германии показывает, что хорошо организованный склад торговой посреднической фирмы может покрыть до 90 % спроса на продукцию, а собственные – только 50–60 %.

В условиях развитого рынка главная проблема логистического звена закупок заключается в том, что рыночная потребность постоянно изменяется в промежутке времени между началом поставок и получением товара. Поэтому сроки поставок могут быть смещены из–за того, что от поставщиков поступают товары, которые уже не нужны, а для выполнения текущих заказов клиентов продукции нет.

Рассмотрим наиболее популярную в настоящее время систему поставок «точно в срок» (ТВС). Реализация концепции «точно в срок» позволяет получить такие преимущества, как ограничение внутрифирменного хранения, значительное сокращение товарных запасов, снижение потребности в складских мощностях, персонале, улучшение качества и надежности закупок.

Принципиальное отличие системы ТВС от традиционной формы закупок показано на рис. 2.1. и 2.2.

Торговый зал
Поставщик Склад
Подготовка к потребителю

Рис. 2.1. Традиционный подход

Поставщик
Торговый зал

Рис. 2.2. Современный подход при осуществлении закупок (система ТВС)

Система ТВС предполагает работу потребителей с гораздо более низким запасом, чем в условиях традиционных закупок. При этом повышаются требования к надежности всех участников логистического процесса, в том числе и к транспортникам. Поэтому, если в условиях традиционных закупок при выборе перевозчика в первую очередь обращают внимание на перевозочные тарифы, то в системах ТВС предпочтение отдается перевозчику, способному гарантировать надежность соблюдения сроков доставки товара.

Сущность системы «точно в срок» заключается в том, что спрос на любом участке цепи определяется спросом, предъявленным в ее конце. Противоположностью данной системы является накапливание запасов в ожидании спроса.

Эффективность деятельности от использования ТВС растет за счет следующих особенностей:

– исключается ряд операций из технологической цепи поставок;

– сокращаются текущие запасы, так как товары поступают в торговый зал;

– сокращаются страховые запасы, так как увеличивается надежность поставок за счет перехода на долгосрочные отношения с проверенными поставщиками и с проверенными перевозчиками;

– сокращаются запасы в пути, так как уменьшается время доставки за счет использования расположенных вблизи поставщиков, либо складов этих поставщиков;

– улучшается качество товара, так как используются поставщики, качество продукции которых сертифицировано;

– увеличивается надежность поставок, так как возникает совместная заинтересованность в функционировании ТВС.

Концепция ТВС может реализовываться ниже перечисленными способами.

Открытые заказы – поставка определенного количества товара без права его отгрузки поставщиком до получения соответствующего требования от заказчика. При этом заказ может уточняться, корректироваться (в области расписания, объема текущих поставок).

Электронные заказы. Оплата заказов осуществляется с помощью электронного фонда перечислений за полученное количество единиц товара; используется стандартная процедура электронных расчетов. Связи поставщика и потребителя упрощаются.

Закупки без запасов. Запасы для потребителей поддерживает поставщик. Поставки осуществляются поставщиком для конкретного заказчика путем выбора из имеющегося запаса требуемого продукта в нужном количестве.

Закупки по стандарту. Содержание и порядок закупок определяются стандартами, общими как для поставщика, так и для потребителя.

Выделяются следующие задачи, которые необходимо решить в процессе проектирования и внедрения ТВС:

1) в области отношений с поставщиками:

– поиск близко расположенных поставщиков;

– переход на длительные хозяйственные связи;

– поддержка поставщиков за счет гарантированности закупок;

– концентрация отдаленных поставщиков;

– вывод закупочных цен на приемлемый для обеих сторон уровень;

– организация безбумажного информационного обмена;

– централизованная доставка силами и средствами поставщика;

– применение сквозных технологических карт работы с материальным потоком;

2) по объему поставок:

– поддержка устойчивой скорости закупок, согласованной со скоростью реализации;

– обеспечение возможности частых поставок малыми партиями;

– работа с переменным размером единичной поставки при фиксированном общем объеме поставок по контракту;

– поощрение поставщиков за готовность упаковывать товары в требуемых количествах;

3) в области качества поставляемой продукции:

– поставка сертифицированной продукции;

– тесная взаимосвязь персонала, ответственного за качество у продавца и у потребителя;

4) в области отгрузки:

– составление и четкое соблюдение расписаний прибытия грузов;

– использование постоянных, проверенных перевозчиков.

Ограничения при использовании ТВС

↓ ↓ ↓ ↓

График поставок   Требования к качеству   Размер партии поставок   Расстояние от потребителя

Рис. 2.3. Основные преграды внедрения ТВС

Внедрение концепции закупок ТВС связано с рядом ограничений,

возникающих как у покупателя, так и у поставщика.

График поставок. Для поставщика наиболее приемлем график, характеризующийся стабильностью поставок по объему и во времени. Потребитель же заинтересован в поставках по мере надобности в зависимости от спроса на продукцию.

Требования к качеству. Потребитель предъявляет высокие требования к качеству поставляемых ему товаров, поставщик же может рассматривать эти требования как завышенные, так как их удовлетворение приводит к увеличению его затрат.

Размер партий поставок. Поставщик и потребитель расходятся в оценке экономически целесообразного для каждого из них размера партий и периодичности поставок, пытаясь переложить затраты по хранению друг на друга.

Расстояние от потребителя. Удаленность потребителя может вступить в противоречие с его требованиями о частых поставках небольшими партиями, что может оказаться экономически невыгодным для поставщика.

Современные технологии ТВС и логистические системы стали более интегрированными и комбинируются из различных вариантов, таких как системы, минимизирующие запасы в логистических каналах; системы быстрого переключения; системы выравнивания уровня запасов; групповые технологии; современные логистические системы всеобщего статистического контроля и управления циклами качества продукции. Поэтому в настоящее время такие технологии относят к новой версии концепции «точно в срок» – концепции «быстрого реагирования».

Метод быстрого реагирования представляет собой метод планирования и регулирования поставок товаров на предприятия розничной торговли и в распределительные центры. В основе метода лежит оперативное логистическое взаимодействие между торговым предприятием, его поставщиками и транспортом.

Главная цель метода – быстрая реакция логистической системы на возникший спрос. Основные требования при этом способе – передача заказа и поставка товаров должны осуществляться без каких – либо задержек, непосредственно в торговый зал, малыми партиями.

Преимуществом этой концепции является автоматическая идентификация штриховых товарных кодов, способствующая быстрому и эффективному сбору детальной информации о продаваемом товаре, электронный обмен данными, позволяющий передавать большие объемы документации, автоматизированная идентификация транспортировочных контейнеров.

Следует помнить, что эта технология эффективна при полной согласованности действий всех участников товародвижения, когда каждый участник не преследует быструю личную выгоду, а работает на максимизацию общей прибыли в долгосрочном периоде


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: